19.04.2024

Севморпуть не станет альтернативой Суэцкому каналу

Инцидент с контейнеровозом Ever Given (Подарок Судьбы) нанес мировой торговли многомиллиардные убытки.

Суэцкий канал осуществляет ежедневный трафик в объеме 12% мировой торговли, пропуская кроме всего прочего около миллиона баррелей нефти и примерно 8% сжиженного природного газа.

Председатель SCA Усама Раби в субботу заявил, что доходы канала падают на $14 млн-$15 млн за каждый день простоя канала.

Нетрудно подсчитать, что неделя, которая ушла на то, чтобы контейнеровоз, севший на мель в Суэцком канале, продолжил движение, только Египту нанесла ущерб, влияющий на ВВП страны.

До пандемии торговля, проходящая через Суэцкий канал, составляла, по данным Moody’s, 2% ВВП Египта.

Отдельно данные из списка Ллойда показали, что застрявший корабль задерживал около 9,6 миллиарда долларов торговли по водному пути каждый день, что составляет 400 миллионов долларов и 3,3 миллиона тонн груза в час, или 6,7 миллиона долларов в минуту.

Обобщая, немецкий страховщик Allianz, заявил в пятницу, что его анализ показал, что блокировка может стоить мировой торговле от $6 млрд до $10 млрд в неделю и снизить годовой рост мировой торговли на 0,2 — 0,4 процентных пункта.

Судоходный брокер Braemar ACM сообщил the Wall Street Journal, что стоимость аренды некоторых судов для доставки грузов в Азию и на Ближний Восток подскочила на 47% до $2,2 млн.

Некоторые суда были перенаправлены в обход Суэцкого канала, что добавило им около восьми дней дополнительных к рейсу.

В качестве альтернативы, судам пришлось идти вокруг Африки, минуя мыс горн.

Защитники животных готовят иски к компаниям операторам судов скотовозов, так как из-за инцидента, в пути могут погибнуть до 200 000 животных – овец и КРС.

Понятно, что затор на Суэцком канале тоже не остался незамеченным и в России и судовладельцам сейчас активно предлагается в качестве альтернативы воспользоваться услугами Севморпути.

Бюро «Инфотекст» посвятило десятки материалов проблематике СМП, но стоит остановиться на отдельных обстоятельствах, которые не позволяют СМП заменить Суэцкий канал.

В 2020 году иностранные судовладельцы перевезли по СМП чуть более 700 000 тонн грузов, уложившись в 62 рейса.

Рост  — значительный, по сравнению с 2019 годом, когда Севморпуть использовали только 37 судов с  грузооборотом 500 000 тонн.

Для сравнения, в 2018 году через Суэцкий канал прошло чуть менее 19 000 судов, которые перевезли 1 миллиард 31 миллион тонн грузов!

Действительно, если считать в милях, СМП значительно короче судовых линий из Китая через Суэцкий канал и тем более в обход Африки.

Маршрут СМП пролегает от Чукотского полуострова (гавань Провидения) до Мурманска, проходя через Берингово море, Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море и Баренцево море.

Суда также минуют несколько проливов, включая Берингов, Санникова и Карский.

Вместе с тем, надо отчетливо понимать, что СМП — это сезонный маршрут, а значит, регулярные перевозки через него могут осуществляться только 8-10 месяцев в году, хотя в последние годы навигация увеличилась за счет глобального потепления.

Действительно, морской путь между Токио и Роттердамом через Суэцкий канал составляет около 18 200 км, тогда как по СМП его протяженность составляет всего 11 250 км.

На всем протяжении следования судов у них есть рис встретиться с белыми медведями, но никак не с жадными пиратами.

Однако на этом преимущества СМП или как его еще называют, Северо-Восточного прохода, заканчиваются.

На практике навигация по СМП возможно только между маем и октябрем.

Несмотря даже на летний период, ледоколы обязательно должны быть на сервисе, особенно в районе Карского пролива, чтобы поддерживать движение судов в узком проходе.

Осенью и весной суда безусловно, без вариантов должны сопровождаться ледоколами «Росатомфлота», который даром такую услугу оказывать не будет.

Самое же существенное, о чем Бюро «Инфотекст» сообщает в десятый раз, сами суда торгового флота должны в обязательном порядке иметь ледовый класс Регистра.

Соответственно, их корпус должен быть укреплен достаточно хорошо, чтобы не получить повреждений при прохождении через льдины, плавающие на поверхности воды.

Суда, используемые для перевозки СПГ, или танкеры, прибывающие на морские нефтеналивные терминалы (например, Варандей) в Арктике, специально строятся для плавания за полярным кругом.

Большинство же контейнеровозов, которые пересекают “теплые” воды Тихого или Индийского океана, чтобы добраться до Суэцкого канала, не обязательно должны иметь ледовый класс.

Флот контейнеровозов и сухогрузов, которые действительно имеют эту опцию, невелик, и они обычно принадлежат компаниям, работающим в северном полушарии.

Еще один существенный фактор, влияющий на решения судовладельцев следовать маршрутом СМП, низкая скорость прохода 6-8 узлов, в то время как на традиционной линии через Суэцкий — 14-17 узлов.

Причины – сложности навигации, включая сложную ледовую обстановку.

О крупнотоннажных балкерах и контейнеровозах также придется забыть.

В то время как суда с осадкой 21 метр могут пройти, например, через Карский пролив, другие проливы Санникова и Лаптева проходимы только судами с осадкой менее 15 метров.

К тому же оба прохода покрыты льдом круглый год.

Это обстоятельство позволяет использовать СМП для прохода контейнеровозов дедвейтом не более 5 000 стандартных 20-футовых контейнеров (TEU).

Для сравнения, полезная нагрузка самых популярных контейнеровозов класса Panamax составляет от 5 до 12 тысяч TEU, а самых больших, подобных скандальному Ever Given, от 18 до 22 тысяч TEU.

Понятно, что грузооператорам экономически выгоднее взять в чартер один большой контейнеровоз, чем четыре маленьких, так как, чем больше товаров может вместить контейнеровоз, тем меньше стоимость доставки.

Наконец, арктический холод тоже «не климатит» для разного рода грузов, подверженных порче при низких температурах.

Суда скотовозы вряд ли рискнут пойти маршрутом СМП. Контейнеры с электроникой – тоже рискованно оставлять на палубе.

Таким образом, не приходится рассчитывать, что СМП станет реальной альтернативой Суэцкому каналу в обозримой перспективе, тем более что канал модернизируется и в 2024 году будет открыт новый участок, который упростит проход по нему судов и повысит безопасность.

Более 90 процентов всех товаров, которые должны пересечь СМП в будущем — это природные ресурсы, такие как газ, нефть, уголь, а также железная руда, медь, древесина и другие полезные ископаемые.

Поэтому, этот маршрут безусловно займет свою нишу – специфическую и довольно узкую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика