02.12.2023

Судовладельцы ожидают послевоенного бума в Украине

Глобальные потоки торговли сырьевыми товарами в области энергетики резко изменились за последний год в результате запрета ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов, санкций G-7 по ограничению цен и саботажа газопроводов Nord Stream.

Аналитики уверены, что мир в Украине наступит раньше ожидаемого

Российский экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в настоящее время осуществляется на гораздо большие расстояния, как и замещающий импорт из ЕС, что привело к увеличению спроса на танкеры, измеряемого в тонно-милях (объем, умноженный на расстояние), и что поддержало тарифы.

— Окончание войны и смена руководства, более вероятные после событий этих выходных… будут негативными для спроса на танкеры и ставок, — считает Эрик Хаавальдсен, глава отдела исследований Pareto Securities.

“Хотя это не похоже на неизбежный сценарий, риск возрос”.

По мнению управляющего директора Clarksons Securities Фруде Меркедала, “ увеличение грузооборота в тонно-милях в России с 2021 года сегодня составляет от 4% до 5% загрузки мощностей танкеров. Без этой поддержки танкеры для перевозки сырой нефти Suezmax, которые с начала года зарабатывали 55 000 долларов в день, скорее всего, зарабатывали бы всего 25 000 долларов в день, а танкеры для перевозки нефтепродуктов MR, которые зарабатывали 34 000 долларов в день, при прочих равных условиях зарабатывали бы всего 17 000 долларов в день».

— Это служит наглядным напоминанием о том, что продолжающийся экспорт российской нефти и нефтепродуктов на большие расстояния приносит пользу танкерным рынкам, — поясняет Меркедаль.

Боб Берк, генеральный директор Ridgebury Tankers, заявил во время проведения Международного судоходного форума Capital Link в марте:

Если завтра наступит мир, я не думаю, что торговля российской нефтью вернется к тому, какой она была, но я действительно думаю, что она в некоторой степени вернется к тому, какой она была между Россией и Европой.

Один из последних послевоенных сценариев предполагает, что Европа возобновит импорт российской нефти и нефтепродуктов, при этом часть платежей пойдет на восстановление Украины, подобно использованию доходов от продажи иракской нефти для выплаты репараций Кувейту в 1990-х годах.

Генри Курра, ведущий руководитель отдела исследований судовой брокерской компании Braemar, изложил этот сценарий в отчете об исследовании от 29 мая.

 Он сосредоточился на танкерах MR product, но та же логика применима и к танкерам для сырой нефти.

— Предполагается, что любое перемирие потребует от России финансирования восстановления своего истерзанного войной соседа. Чтобы поддержать усилия России, Европа вновь откроет свои рынки и морские перевозки для российской нефти, — написал Курра.

“Чем больше времени потребуется для восстановления мира на Украине, тем менее негативным для утилизации MR будет возвращение к оптимизированному маршруту транспортировки российской нефти. В первую очередь это связано с тем, что спрос на нефть растет, а парк MR — нет”.

Кстати, другие классы танкеров также не растут; заказы на новую постройку исторически низкие.

По оценкам Курры, изменения в торговле после вторжения увеличили спрос на тонно-милю на 8%.

“Если патовая ситуация не будет преодолена к 2025 или даже 2026 году, MRs, вполне вероятно, не понадобятся дополнительные 8% российского спроса на тонно-милю для поддержания высоких ставок. Они получат его откуда-нибудь еще”.

Однако, если произойдет “радикальная смена режима в России” и “полноценные дипломатические отношения с Россией будут восстановлены позже в этом году или в начале следующего, мы могли бы ожидать некоторого ослабления, что приведет к возврату тарифов на грузовые перевозки в 2024 году”, — уверен Курра.

В целом, аналитики сходятся во мнении, что окончание войны должно привести к списанию танкеров в утиль.

Согласно данным Lloyd’s List Intelligence, “темный флот”, осуществляющий подпольные операции с нефтью, составляет 12% от общего тоннажа мирового флота танкеров с сырой нефтью и нефтепродуктами, средний возраст которых составляет 23 года.

Эти цифры не включают российские танкеры или обычные танкеры, перевозящие сырую нефть и продукты по предельным ценам G-7 и ЕС.

По оценкам того же Lloyd’s List Intelligence, вместимость флота dark в настоящее время составляет 13,2% мировых нефтеналивных танкеров VLCC, 18,2% нефтеналивных танкеров Suezmax, 15,7% нефтеналивных танкеров Aframax, 8,1% нефтеналивных танкеров LR1 и 4,4% нефтеналивных танкеров MR.

Широко распространено предположение, что большинство судов «темного флота» не будут приемлемы для основных фрахтователей после снятия российских ограничений как из-за их возраста, так и из-за их предыдущей работы в санкционных видах деятельности.

Если это так, то их единственными вариантами были бы подпадающие под санкции иранские поставки, подпадающие под санкции венесуэльские поставки или утилизация.

Таким образом, последствия будущего окончания войны выходят за рамки торговли танкерами.

Возможная масштабная программа восстановления Украины повысит спрос морских перевозок на импорт строительных материалов и расходных материалов на борту сухогрузных судов, сборно-разборных контейнеровозов.

“Послевоенное восстановление Украины, возможно, станет крупнейшим строительным проектом в современной истории”, — сообщается в отчете Rand Corp., опубликованном в этом месяце, сравнивая будущую реконструкцию Украины с планом Маршалла после Второй мировой войны, передел Восточной Европы после холодной войны и реконструкция после распада Югославии.

И действительно, стоимость плана восстановления, разработанного правительством Украины, составляет более 750 миллиардов долларов США.

Кроме того, мир может принести пользу, выходящую за рамки объемов восстановительных перевозок.

— Если война закончится и начнется восстановление Украины, это может стать отличным катализатором, — уверен Анастасиос Аслидис, финансовый директор владельца контейнеровоза Euroseas (NASDAQ: ESEA) и владельца сухогруза Eurodry (NASDAQ: EDRY).

Он выскзал это предположение во время форума Capital Link в марте.

— Была бы общая экономическая активность, которая стимулировала бы, вместе с этим, контейнерные перевозки — не напрямую, но она также стимулировала бы контейнерные перевозки. Это породило бы новый оптимизм, что могло бы стать отличным событием для повышения спроса и более легкого поглощения предложения, — предположил Аслидис.

Впрочем, разговоры о последствиях войны остаются весьма спекулятивными, несмотря на недавние негативные события для России.

Группировка Пригожина отступила, и на сегодняшний день контрнаступление Украины принесло лишь небольшие успехи.

Более того, ЕС завершил работу над своим 11-м пакетом санкций в отношении России.

Санкции были утверждены после того, как Украина исключила пять греческих танкерных компаний и их руководителей из своего списка “международных спонсоров войны”: Dynacom, Delta Tankers, Thenamaris, Minerva и TMS Tankers.

11-й пакет санкций ЕС, помимо всего прочего,  нацелен на российский контейнерный импорт санкционных товаров и технологий, экспортируемых из ЕС в другие страны, а затем реэкспортируемых в Россию, главным образом по суше, а не по морю.

“Если ничего больше не сработает, единственный оставшийся вариант — прекратить экспорт в эти третьи страны очень специфических товаров, которые нас больше всего беспокоят”, — заявили чиновники ЕС в минувшую пятницу.

В секторе танкеров новый пакет мер ЕС нацелен на пресечение STS операций, происходящих в международных водах у берегов стран ЕС.

Перегрузы в море осуществляются в основном в Сеуте, Испания, и Каламате, Греция.

Сырая нефть загружается на суда Aframaxes или Suezmaxes в российских портах, затем перегружается на более крупные VLCC для дальнемагистральных перевозок в Китай и Индию через STS operations.

Танкерам, участвующим в операциях STS, теперь запрещается заходить в порты ЕС, если власти считают, что санкции нарушаются, или если они не уведомляют власти ЕС по крайней мере за 48 часов до операции STS.

Если новые меры ЕС по STS приведут к меньшему участию европейских владельцев танкеров в системе ограничения цен, это может подтолкнуть большее количество Aframax и Suezmax на основные торговые операции и вывести их с российского рынка, что может создать понижательное давление на ставки на основных рынках Aframax и Suezmax и повышательное давление на российские экспортные фрахтовые ставки.

Оригинал статьи здесь.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика