В 2019 году, выступая на сессии Международного форума «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса», председатель объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Борис Лапидус сообщил о создании при президенте Академии наук РФ (РАН) рабочей группы группа по водородному топливу, в которую вошли представители Академии наук, ОАО «РЖД», «Росатома» и «Трансмашхолдинга».
Лапидус сообщил, что в России имеются широкие возможности для применения водородной тяги – около 48,8% сети ОАО «РЖД» не электрифицировано, 6 422 локомотива работают на дизельном топливе и могут быть заменены водородными.
С учетом постоянного роста цен на дизельное топливо и решения Международного союза железных дорог отказаться от дизельной тяги к 2050 году, водородные локомотивы могут стать достойной альтернативой.
Тем более, что уже существующие водородные элементы достаточно компактны при высокой плотности энергии — 1 Ватт на Кв. Сан. Батареи, а в России имеются 18 производственных компаний и научно-технических учреждений, способных разрабатывать и производить все необходимые компоненты водородных топливных элементов, включая ключевой элемент – протонообменную мембрану.
В целом, участники VI Международного форума «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса», прошедшего на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.ЭКСПО», позитивно оценили перспективы появления в России локомотивов на водородном топливе., отметив необходимость перевода на водород в первую очередь маневровых локомотивов и дизельных пригородных поездов.
«Замена дизельной тяги водородной сравнима только с заменой паровой тяги на дизельную», – пафосно подытожил Борис Лапидус.
Пояснив, что транспортные средства на топливных элементах питаются от выработки электроэнергии путем химической реакции водорода и кислорода и не выделяют углекислого газа.
И что: где локомотивы на водородном топливе или хотя бы прототипы?!
Между тем, Toyota Motor Corp, Hitachi Ltd и East Japan Railway Co в минувший вторник приняли решение о совместной разработают поезда на водородном топливе.
Три компании договорились о сотрудничестве в разработке испытательных железнодорожных транспортных средств, оснащенных гибридными системами, использующими в качестве источника питания водородно-топливные элементы и аккумуляторные батареи.
Toyota, которая представила седан Mirai в 2014 году как первый в мире серийный автомобиль с водородным двигателем, разработает силовую установку на топливных элементах на испытательном поезде.
Hitachi, один из крупнейших мировых производителей локомотивов, обеспечит гибридную систему привода, которая подает электроэнергию к двигателям как от устройства топливных элементов, так и от аккумуляторной батареи, управляя движением колес.
JR East спроектирует и изготовит вагон поезда, который будет называться Hybari, сказали они.
Ожидается, что двухвагонный испытательный поезд будет двигаться с максимальной скоростью 100 километров в час, при дальности до 140 километров.
“Мы будем стремиться к коммерческой эксплуатации в качестве нашего следующего шага после рассмотрения теста”, – заявил собравшимся на пресс-конференции президент JR East Юдзи Фукасава.
Три компании планируют начать испытания водородного поезда, который обойдется в общей сложности в 4 миллиарда иен (38 миллионов долларов), в марте 2022 года на линии JR East Tsurumi и линии Nambu в пригороде Токио.
Таким образом, японцы создали рабочую группу, которая в отличие от российской, намерена продемонстрировать серьезную работу и покажет конкретный результат отнюжь не в следующем веке.