Технологическая экспансия компании Яндекс за рубеж сопровождается рядом удачных примеров.
Заместитель генерального директора Яндекса Тигран Худавердян отмечает крупные инвестиции компании в исследования и разработки за последние 20 лет, которые позволили ей создать технологии мирового класса, востребованные международным рынком.
Речь идет о беспилотных роботах — доставщиках (Яндекс.Ровер), маршрутизации и системе управления базами данных (ClickHouse).
Аналитики видят две потенциальные возможности — вертикальную и горизонтальную экспансию.
Вертикальная экспансия Яндекса подразумевает тиражирование на других рынках сервисов, которые изначально были запущены в России.
Прокат автомобилей, который в настоящее время присутствует в 20 странах, является лучшим примером такого рода расширения.
Яндекс также недавно экспериментировал с бизнесом электронных продуктов за пределами России.
Ключевая проблема для такого рода международной экспансии, основанной на технологиях, заключается в том, что Яндексу необходимо развивать полномасштабные операции на других рынках, которые сталкиваются с конкуренцией со стороны местных игроков и потенциальными регуляторными рисками.
Горизонтальное расширение подразумевает предоставление Яндексом технологий, которые могут быть использованы различными компаниями в разных отраслях для улучшения их бизнес-перспектив, таких как сотрудничество с автономными роботами доставки.
Этот тип международной экспансии, основанной на технологиях, несет в себе меньшие риски и большой потенциал для налаживания международных партнерских отношений, считают аналитики банка ВТБК, подтверждая призыв к покупке акций ВТБК с предполагаемой общей доходностью за 12 месяцев 91%.
ВТБК также напомнил, что недавний раунд финансирования ClickHouse, в котором Яндекс является значительным миноритарным акционером, оценил эту компанию в 2 миллиарда долларов США.
«Это также подчеркивает, что технологии могут стать источником создания многомиллиардной стоимости для Яндекса», — считают эксперты.
Кроме того, международное развитие, основанное на технологиях, может значительно расширить возможности для бизнеса и доступные рынки, диверсифицировать риски за счет наращивания географического охвата и приобрести дополнительные возможности финансирования для разработки новых технологий.
VTBC также продолжает видеть значительный потенциал в самоуправляемых автомобилях Яндекса, хотя потенциал монетизации «пока не столь очевиден».
Яндекс является лидером в России в области технологий удаленного управления автотранспортом и в 2020 году удвоил свой парк самоуправляемых транспортных средств.
Аналитики считали, что к 2024 году можно будет использовать такси без водителя, в то время как роботы доставки Яндекс.Ровер, как ожидается, начнут работать в коммерческих целях уже в этом году.
У Toloka, решения Яндекса для искусственного интеллекта, ориентированного на данные, которое позволяет клиентам масштабировать данные машинного обучения, уже более 2 000 клиентов из США, Европы, Израиля и СНГ, включая AliExpress (AER), Tinkoff, Samsung, Leroy Merlin, Kaspersky и IVI online cinema.
В 2021 году Яндекс пятый год подряд возглавил список самых ценных технологических и интернет-компаний с предполагаемой стоимостью в 23 миллиарда долларов США.
Помимо электронной коммерции, его инвестиционное обоснование в настоящее время основывается на разработках в области транспорта, финтеха и пищевых технологий, а развитая экосистема рассматривается как ключевое преимущество.