Сильнейшие штормы, наблюдаемые последние несколько дней в регионе Черного и Азовского морей стали причиной сокращения экспорта нефти из Казахстана и России на 2 миллионов баррелей в сутки.
С конца прошлой недели была приостановлена отгрузка нефти из Новороссийска и терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озереевке.
По этой причине, начиная с 27 ноября, операторы крупнейших нефтяных месторождений Казахстана – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак – вынуждены были сократить совокупную суточную добычу нефти на 56%.
На этой неделе ожидается, что сбой приведет к снижению добычи нефти в Казахстане на 631 700 метрических тонн в сутки.
Еще во вторник Новороссийск оставался закрытым для обработки танкеров, соответственно два нефтеналивных судна дедвейтом 80 000 тонн каждое, простаивали в ожидании улучшения погоды.
Задержка их рейсов составила более недели, 10 танкеров также не сумели вовремя встать под погрузку.
И хотя план погрузки нефти в ноябре в Новороссийске был установлен на уровне 2,42 млн тонн (около 580 000 баррелей в сутки), фактические объемы, вероятно, не превысят 1,5 млн тонн.
Ожидается, что российские нефтяные компании перенаправят большую часть своих объемов в порты Балтии в декабре, сообщили трейдеры.
Они же указывают на ограниченность возможностей маневра для Казахстана.
По информации чиновников Министерства энергетики Казахстана, к 3 декабря добыча упадет еще больше, поскольку Тенгизское месторождение, управляемое Chevron, полностью остановит добычу.
В этом случае общий объем добычи нефти в стране сократится на 126 000 тонн в сутки.
В настоящее время министерство прогнозирует добычу нефти в ноябре, без учета газового конденсата, на уровне 1,588 млн баррелей в сутки, а добычу в декабре – на уровне 1,673 млн баррелей в сутки, что ниже ранее запланированных 1,605 млн и 1,599 млн баррелей в сутки соответственно, но все еще выше квоты в 1,550 млн баррелей в сутки.
Крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана разрабатываются в основном западными нефтяными компаниями, такими как ExxonMobil, Shell, Eni и TotalEnergies. Новороссийский коридор для них – ключевая составляющая бизнеса.
Вместе с тем, перевод части нефтяного баланса из Новороссийска в порты Балтии, не является безоблачной для российских нефтетрейдеров.
Санкции ЕС предусматривают, что судам, которые отключат свои AIS-трекеры во время транспортировки российской нефти, будет отказано в заходах в их порты. При этом, Береговая охрана может сыграть свою роль, захватывая суда, участвующие в незаконных перевозках нефти, как это сделала береговая охрана Индонезии с иранскими танкерами в июле 2023 года.
Более строгое соблюдение таких правил и принятие большим числом стран санкций, связанных с судами-призраками, призвано повысить безопасность на море.
При этом по мере того, как все больше судов идентифицируют свою принадлежность к серому флоту, они теряют страховое покрытие и удаляются из реестров.
Таким образом, навигация танкеров, перевозящих российскую нефть транзитом через Балтийское море, может осложниться.
Дания уже заявила, что может не допустить прохода танкеров через свои территориальные воды в отсутствие у них страхового покрытия, полученного от респектабельных Западных страховщиков.
Подобные неприятности могут возникнуть также прямо в Финском заливе.