После того, как Европейский союз ввел запрет на импорт нефтепродуктов из России, Кремль ощутимо потеряет в экспортных доходах. По мнению Лаури Милливирты, ведущего аналитика Центра исследований энергетики и чистого воздуха, эмбарго, которое включает закупки ЕС дизельного топлива и авиатоплива, чревато потерей сотен миллионов долларов.
– ЕС до 5 февраля импортировал нефтепродуктов из России на сумму около 70 миллионов евро в день, особенно дизельного топлива, – отмечает Милливирта в интервью Euronews, – Евросоюз на сегодняшний день является крупнейшим покупателем нефтепродуктов из России, поэтому потеря этого рынка будет ощутимой для Москвы.
В краткосрочной перспективе эксперты не беспокоятся о нехватке дизельного топлива, поскольку компании накопили запасы до того, как вступил в силу долгожданный воскресный (5 февраля) дедлайн. Однако долгосрочную перспективу еще предстоит оценить.
Страны ЕС и G7 — Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США — также расширили существующий ценовой предел на российскую сырую нефть, включив в него все продукты переработки.
Это означает, что страховые, банковские и судоходные компании, базирующиеся в ЕС, не могут предоставлять услуги российским танкерам, которые продают продукты премиум-класса, такие как керосин и бензин, по цене выше 100 долларов за баррель.
Отдельный ценовой предел для так называемых “дисконтных” продуктов, таких как мазут и нафта, был установлен максимум на уровне 45 долларов за баррель.
– Предельные цены на нефтепродукты установлены на высоком уровне, что по-прежнему позволяет России получать прибыль от этой торговли, – поясняет Милливирта.
“Таким образом, принадлежащие Европе танкеры, застрахованные в Европе, продолжают перевозить российскую сырую нефть и российские нефтепродукты в третьи страны, и предельные цены для этой торговли должны быть существенно пересмотрены в сторону понижения”, предупреждает он.
Эксперты не исключают, что Россия может обойти последние санкции, если найдет достаточное количество страховых и судоходных компаний за пределами стран коллективного Запада.
Это позволило бы ей продолжать отгружать нефтепродукты по цене, превышающей предельную, поддерживая игру в кошки – мышки до тех пор, пока не придет к мирному разрешению российско-украинский вооруженный конфликт.
– Например, Россия сейчас экспортирует сырую нефть в такие страны, как Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Индию, которые затем производят из этой сырой нефти нефтепродукты. Некоторые из них импортируются обратно в ЕС, в США, в Австралию и так далее. И это еще одна лазейка, которую можно закрыть и устранить, – считает Милливирт.
ЕС сейчас работает над новым десятым раундом санкций против Москвы, который, как ожидается, будет введен к первой годовщине российского вторжения в Украину 24 февраля с возможными корректировками по лимитированию экспортной цены на российскую нефть.