Так как правоотношения, связанные с обеспечением электро-, водо-, газоснабжением потребителей садовых и дачных домов регулируются положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила N 354).
Эти статьи регламентируют порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы и объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их наличии).
Поставка электрической энергии в дачные и садовые дома должна оплачиваться гражданами по установленным тарифам на электрическую энергию для населения, а размер платы за содержание электрооборудования товарищества, в том числе компенсирующей потери в электросетях, подлежит установлению решением общего собрания членов товарищества.
Вместе стем, Правилами № 354 не предусмотрено оказание коммунальных услуг собственникам садовых и дачных домов, исполнители предоставления коммунальных услуг таким потребителям не определены.
При наличии многочисленных жалоб граждан о завышении органами управления товариществ тарифов на коммунальные ресурсы органы государственного жилищного надзора не наделены полномочиями по контролю в этой сфере.
В настоящее время Правила № 354 возлагают обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги на исполнителей этих услуг: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее — МКД), а также ресурсоснабжающие организации — в случаях непосредственного способа управления МКД либо оказания коммунальных услуг потребителям индивидуальных жилых домов.
С введением в 2015 году лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД соблюдение управляющими организациями (лицензиатами) установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги относится к лицензионным требованиям и подлежит лицензионному контролю, а нарушение лицензиатами этого порядка образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. За совершение аналогичных нарушений ценообразования другие исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации) подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП.
Наиболее эффективный механизм защиты прав жителей МКД и возврата им незаконно начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги — это привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение ценообразования при расчете платежа одному из потребителей коммунальных услуг.
Каждый факт выдачи потребителю платежного документа, в котором цена за коммунальные услуги сформирована с нарушением Правил № 354, является административным правонарушением.
Вместе с тем, если на собрании собственников тарифы утверждены, то жаловаться выше нет смысла.