25.04.2024

2023 год не сулит ничего хорошего для мировой экономики

Пандемия коронавируса вынудила многих капитанов бизнеса пересмотреть свое отношение к глобализации, результатом чего стало возвращение многих производств домой.

Процветанию мира мешает человеческая глупость

За последний год число компаний, перемещающих части своего производства на родину, удвоилось

96% компаний подтвердили, что они вносят изменения в свои цепочки поставок из-за геополитических событий.

Более половины компаний перестраивают операции, чтобы смягчить потенциальные глобальные сбои.

Отмеченные тенденции подтверждаются новейшими исследованиями, которые выявили появление серьезных сдвигов в глобализации, поскольку компании спешат перенести производство ближе к дому, чтобы защититься от сбоев в цепочках поставок, в то время как все более протекционистская политика раскалывает мир на торговые блоки.

Свежее исследование «Торговля в переходный период», проведенное по заказу DP World и под руководством Economist Impact, отражает взгляды руководителей компаний на то, как они справляются с последними сбоями в мировой торговле – от конфликта в Украине до инфляции и расширенной политики карантина против covid на некоторых рынках.

Ключевой вывод проделанной работы заключается в том, что 96% компаний подтвердили, что они вносят изменения в свои цепочки поставок в связи с геополитическими событиями.

Всего за год число компаний, переводящих свое производство и поставщиков – либо на свои внутренние рынки, либо поблизости – удвоилось по сравнению с 2021 годом, что обусловлено, главным образом, усилиями по снижению затрат и риска сбоев.

Однако процессы не синхронизированы: в то время как 27% компаний заявили, что сокращают протяженность своих цепочек поставок из-за геополитических событий, таких как вооруженный конфликт на Украине, еще 33% планируют выйти на более стабильные и прозрачные рынки.

При этом, сохраняющаяся угроза инфляции была названа 30% руководителей наиболее значительным негативным воздействием на торговлю в течение следующих двух лет.

Инфляционное давление проявляется в затратах на вводимые ресурсы — из–за нехватки поставок — и на транспорт, из-за высоких затрат на электроэнергию и ограничений пропускной способности.

В сценарии ужесточения денежно-кредитной политики компании по всей Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанскому региону ожидают, что экспорт будет на 1% ниже, чем в обычной ситуации, из-за снижения производства и спроса.

Если инфляционное давление сохранится, ожидается, что экспорт на Ближнем Востоке и в Южной Америке пострадает сильнее всего, сократившись на 3,52% и 2,74% соответственно.

Ожидается, что только в Африке экспорт вырастет на 0,26%.

Таким образом, налицо фрагментация мира на торговые блоки, ограничивающая рост международной торговли.

На нее указали 10% респондентов.

Помимо украинской бойни, напряженность между США и Китаем и кибервойна препятствуют эффективному функционированию экономик по всему миру.

Это приводит ко все более протекционистской политике, такой как Законопроект об инфраструктуре США и Закон о чипах и науке, которые направлены на стимулирование и расширению производства в США и Северной Америке.

Подобная протекционистская политика проявляется по всему миру, что приводит к дальнейшей фрагментации глобальной торговой системы.

В создавшейся ситуации, предприятия находят способы реагировать и расти, меняя цепочки поставок либо путем диверсификации, регионализации, либо переориентации с целью повышения устойчивости.

Глобальный опрос 3 000 руководителей предприятий показал, что компании в Северной Америке и Европе, скорее всего, передадут на аутсорсинг более половины своих услуг в пределах своего региона.

За этим следуют 40% компаний в Южной Америке, 36% на Ближнем Востоке, 32% в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 18% в Африке, которые используют аутсорсинг в своих регионах.

Широкое и растущее внедрение технологий — это еще один способ повысить устойчивость цепочки поставок. Около 35% респондентов заявили, что в настоящее время они внедряют глобальную цифровизацию для облегчения отслеживания и мониторинга грузов, в то время как еще 32% компаний внедряют цифровые платформы, позволяющие вести прямой бизнес с клиентами или поставщиками.

Показательно в этом смысле выступление на презентации отчета на Всемирном экономическом форуме в Давосе, председателя и главного исполнительного директора DP World Group Султана Ахмед Бин Сулайема.

Он отметил, что «Отчет является наглядным свидетельством того, как меняется глобализация, поскольку компании вынуждены адаптироваться к новым вызовам. Приближая производство к конечному потребителю, фирмы могут сократить количество точек соприкосновения, задействованных в цепочке поставок, и повысить устойчивость грузопотока по всему миру. Но торговая среда постоянно меняется. Следующая проблема, которая изменит эти тенденции, — это экономический спад, надвигающийся на региональные рынки. Гибкость, наглядность в режиме реального времени и возможности сквозной цепочки поставок будут иметь решающее значение для обеспечения того, чтобы компании могли продолжать находить новые способы повышения эффективности во все более сложных условиях».

Джон Фергюсон, руководитель практики новой глобализации в Economist Impact, добавил:

Переход к регионализации и переориентации был резким, но неудивительным, учитывая тройную угрозу более высоких затрат, повышенных рисков и государственных стимулов или требований для этого. Кроме того, предприятиям в предыдущие десятилетия приходилось сосредотачиваться только на экономических аспектах торговли, таких как цена, качество и доставка. Теперь они должны учитывать другие неэкономические факторы, такие как жизнестойкость и устойчивость. Все это приводит к резкому сдвигу в цепочках поставок, который мы наблюдаем как по результатам опроса, так и по изменениям в структуре глобальной торговли.

В свою очередь нетрудно предположить, что экономический спад, неизбежно, вынудит работников соглашаться на работу более низкого качества.

По этому поводу сквозит неприкрытая тревога в докладе МОТ «Перспективы мировой занятости и социальной сферы: тенденции 2023».

Согласно новому отчету Международной организации труда (МОТ), нынешний глобальный экономический спад, вероятно, вынудит большее число работников соглашаться на низкокачественную, низкооплачиваемую работу, на которой отсутствуют гарантии занятости и социальная защита, что усугубляет неравенство, усугубленное кризисом COVID-19.

В докладе МОТ «Перспективы мировой занятости и социальной сферы: тенденции 2023 года» (WESO Trends) также прогнозируется, что глобальный рост занятости составит всего 1,0 процента в 2023 году, что обеспечивает менее половины от уровня 2022 года. Ожидается, что глобальная безработица незначительно возрастет в 2023 году, примерно на 3 миллиона, до 208 миллионов (что соответствует глобальному уровню безработицы в 5,8 процента).

В дополнение к безработице “качество рабочих мест остается ключевой проблемой”, говорится в докладе, добавляя, что “достойный труд имеет основополагающее значение для социальной справедливости”.

Десятилетие прогресса в сокращении масштабов нищеты пошатнулось во время кризиса COVID-19. Несмотря на зарождающееся восстановление в течение 2021 года, сохраняющаяся нехватка лучших рабочих мест, вероятно, усугубится, говорится в исследовании.

Ухудшение ситуации на рынке труда в основном связано с растущей геополитической напряженностью и конфликтом на Украине, неравномерным восстановлением после пандемии и сохраняющимися узкими местами в глобальных цепочках поставок, говорится в WESO Trends.

Вместе они создали условия для стагфляции – одновременно высокой инфляции и низкого экономического роста – впервые с 1970-х годов.

“Замедление глобального роста занятости означает, что мы не ожидаем, что потери, понесенные во время кризиса COVID-19, будут возмещены до 2025 года”, — считает Ричард Саманс, директор исследовательского департамента МОТ и координатор доклада. “Замедление роста производительности также вызывает серьезную озабоченность, поскольку производительность имеет важное значение для преодоления взаимосвязанных кризисов, с которыми мы сталкиваемся в области покупательной способности, экологической устойчивости и благосостояния людей”.

В итоге, в 2023 году в Африке и арабских государствах должен наблюдаться рост занятости примерно на 3 процента или более.

Однако с учетом роста численности населения трудоспособного возраста в обоих регионах, вероятно, произойдет лишь незначительное снижение уровня безработицы (с 7,4 до 7,3 процента в Африке и с 8,5 до 8,2 процента в арабских государствах).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке и Карибском бассейне ежегодный рост занятости, по прогнозам, составит около 1 процента.

В Северной Америке в 2023 году рост занятости будет незначительным или вообще не произойдет, а безработица будет расти, говорится в докладе.

Европа и Центральная Азия особенно сильно пострадали от экономических последствий конфликта на Украине, однако в то время как занятость, по прогнозам, сократится в 2023 году, их уровень безработицы должен увеличиться лишь незначительно, учитывая ограниченный рост населения трудоспособного возраста.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика