В минувшую пятницу из Вьетнама поступила крайне негативное информации в отношении зверств местной интернет цензуры. По решению суда в 43 летний учитель музыки Нгуен Нанг Тинь получил 11 лет тюрьмы по обвинению в размещении антиправительственных постов на «Фейсбуке».
Характерно, что осужденный преподавал в деревенской школе на севере центральной провинции Нге Ан.
На суде адвокат учителя выдвинул претензию, сообщив, что учетная запись в «Фейсбуке» принадлежала другому лицо.
Но даже если не так? 11 лет тюрьмы провинциальному учителю за мнение, пусть даже оппозиционное существующему режиму?!
В конце октября по схожему обвинению получили 12 месяцев тюрьмы 54-летний архитектор.
Естественно, решение не правовое, но учителю почему-то «навесили срок в 10 раз больше !
Россия недалеко ушла от Вьетнама и здесь государство демонстрирует такое же наплевательское отношение к работникам образования. Создается впечатление, что их содержат из милости и для мобилизации во время избирательных кампаний по фальсификации голосов.
Особенно бесправны учителя в провинции. Однако, как всегда в России, находятся подвижники, сознательно выбирающих трудный путь во благо обществу.
Так и получилось, что однажды летним днем 25-летняя выпускница ВУЗа Юлия Игнатьева собрала свои вещи и уехала из Москвы в деревню, чтобы учить сельских детей.
Школа в Ворсино, построенная в 1975 году, соседствует с руинами старинной церкви и странно слышать, гулко отдающуюся в коридорах английскую речь.
Юлия Игнатьева, окончившая юридический факультет элитного московского Университета, сейчас учит деревенских детей английскому, как участница программы «Преподаватели для России».
Юлия говорит, что преподавание в Ворсино похоже на аберрацию времени. «Не только здания, но и методы обучения устарели», — говорит она. Вместо того, чтобы полагаться на строгую дисциплину, которая характерна для русских школ, она хочет привнести элементы демократии, живого общения, ждементов игры и многого другого, что отличает современные методы преподавания от архаичных.
В Ворсино — подростки «не понимают, почему они должны изучать английский язык». Им никогда не приходило в голову, что они могут однажды поехать за границу, говорит она. Большинство говорят только по-русски и, как и их родители, никогда не покидали страну.
На первом этаже школы — небольшой кабинет Ларисы Павловны Бобер.
«Двадцать пять лет назад я приехала сюда в качестве учителя химии — сегодня я управляю школой», — говорит она. Она счастлива, что Юлия у них преподает.
Директор ценит ее «инновационный подход».
Бобер говорит, что когда она училась, чтобы стать учителем, акцент был сделан на порядок и дисциплину. Теперь она говорит, что почти завидует, когда видит, как школьники, идущие по коридору, говорят о том, как им понравился класс Юлии.
Лариса Павловна читает, что российское общество не ценит усердную работу учителей. «Родители приходят в школу, чтобы забрать своих детей, ожидая, что мы получим образование, как если бы это был какой-то фабричный продукт». Но, по ее словам, все не так просто. «Мы не продавцы; мы воспитываем следующее поколение».
И для этого России нужны мотивированные преподаватели, говорит она. Именно поэтому она ценит «каждого учителя, который приходит сюда — это, во всяком случае, достаточно редкий случай».
Редкий потому, что ориентиром для чиновников от образования, как впрочем и для руководства страны в целом, по-прежнему остаются подходы в устройстве общества, как во Вьетнаме или в Северной Корее. Со всеми вытекающими последствиями.