С началом СВО Владимира Путина в Украине, создались большие проблемы для международного судоходства в Азово-Черноморском бассейне, которые сейчас перекидываются на Балтийское и другие Северные моря. Так, морские власти Дании намерены инспектировать и потенциально блокировать танкеры, перевозящие российскую нефть через территориальные воды этого государства.
“Дания никогда раньше не делала ничего подобного. Блокирование коммерческого судоходства в Датских проливах было бы близко к объявлению войны”, – считает Ханс Петер Михаэльсен, независимый военный аналитик.
По его мнению, Дания не располагает необходимыми материальными средствами для выполнения подобных задач.
«У нас есть небольшие корабли класса “Диана”, патрулирующие наши воды, но они будут выглядеть как спасательные шлюпки рядом с нефтяным танкером”, – жалуется он.
Ряд экспертов считают, что блокирование коммерческих судов в Датских проливах противоречило бы фундаментальным морским правилам, включая Конвенцию ООН по морскому праву, которая регулирует международное морское судоходство.
Дания имеет право останавливать и досматривать суда иностранных государств, если их действия представляют очевидную угрозу.
Между тем, Россия осуществляет около трети своего морского экспорта нефти, или 1,5% мировых поставок через Датские проливы, поэтому любая попытка вмешательства приведет к росту цен на нефть и спровоцирует конфронтацию с Россией.
15 ноября влиятельная Financial Times со ссылкой на три неустановленных источника сообщила, что Дания нацелится на танкеры, перевозящие российскую нефть, у которых нет Западной страховки.
Таким образом официальный Копенгаген видит угрозу в том, что в случае нежелательных экологических последствия, спровоцированных возможными авариями на судах, перевозящих нефть в территориальных водах Дании, возникнет проблема компенсации ущерба.
Легко предположить, что при такой аргументации у международных морских юристов будет много работы, так как Россия продает нефть на мировые рынки, используя флот танкеров, базирующихся и застрахованных за пределами Запада.
“Если решение досматривать суда станет частью санкций ЕС, у Дании будет интерес и обязательство сделать это”, – считает Питер Вигго Расмуссен, научный сотрудник Датского королевского колледжа обороны.
“Дания является непримиримым противником действиям России в Украине, и я бы ожидал, что Дания выполнит эту задачу”, – резюмировал он.
В свою очередь, комментируя статью FT, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отметил, что не располагает информацией, содержащейся в публикации, но предупредил, что следует существующие правила.
“Все должны быть заранее предупреждены о необходимости соблюдения всех правил международного коммерческого судоходства”, – подчеркнул он, отвечая на вопросы журналистов.
Комментируя возможность отправки военных кораблей для сопровождения танкеров с российской нефтью, если Дания попытается осложнить экспорт российской нефти, Песков заявил, что Россия не станет принимать таких серьезных решений, основываясь только на неподтвержденных газетных сообщениях.
“Вы предлагаете обсуждать такие серьезные вещи, основываясь на публикации газеты, у которой даже нет ссылки на кого-то конкретного?”
“Давайте дождемся реальной информации, а потом поговорим о том, что делать”.
Россия экспортирует свой флагманский сорт нефти Urals через порты Приморск и Усть-Луга, проходя Датскими проливами, как правило в Европу, но с началом СВО Владимира Путина в Украине, нефть следует в Индию, Китай, Египет и Турцию.
Страны “Большой семерки”, Европейский союз и Австралия в декабре прошлого года ввели предельную цену в 60 долларов за баррель на морской экспорт российской нефти из-за конфликта на Украине, но рост мировых цен на нефть в этом году привел к тому, что большая часть российской нефти торговалась выше предельной цены.
Интересно, что в публикации FT цитируется слова представителя командования обороны Дании:
Короче говоря, мы не проверяем документы или суда, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью на море.
Следовательно, можно заключить, что Запад зондирует возможную реакцию России и мировой общественности.