Миссия ЕС обратила внимание на опасность масштабного разлива нефти, связанного с атакой хуситов на греческий танкер «Союнион». В настоящее время, судно с 150 000 тонн сырой нефти на борту, горит и дрейфует в Красном море.
Хуситы, предположительно, устроили три взрыва в минувшую среду, после чего 25 филиппинских и российских моряков и четыре частных охранника – были подобраны французским военным кораблем “Форбин” и доставлены на военную базу в Джибути.
Во время атаки на “Сунион” боевики скандировали лозунги: Аллах – величайший! Смерть Америке! Смерть Израилю! Будь прокляты евреи! Победа ислама!
Между тем, никакой Бог не поможет, если в Красное море выльется примерно миллион баррелей нефти, с борта поврежденного судна.
В этом случае региону грозит катастрофа в четыре раза масштабнее аварии супертанкера Exxon Valdez в 1989 году.
Странно, что в этой ситуации мировая общественность никак не реагирует, особенно с учетом того, что хуситы начали нападать на коммерческие суда, следующие через Баб-эль-Мандебский пролив между Йеменом и Джибути, начиная с 19 ноября прошлого года.
Так они отреагировали на действия Израиля в Газе, хотя поначалу обещали атаковать только суда, связанные с Израилем.
В декабре 2023 года министр обороны Соединенных Штатов Ллойд Остин III объявил об операции Prosperity Guardian – многонациональной морской миссии по защите коммерческого судоходства и укреплению региональной безопасности в Красном море.
Необходимость миссии диктовалась тем, что 30% мировых контейнерных перевозок проходят через Красное море, и если оно станет небезопасным, судам придется выбирать более длинный и дорогостоящий маршрут вокруг мыса Доброй Надежды.
Показательно, что Великобритания безоговорочно и без промедлений поддержала операцию “Страж процветания”, направив в поддержку миссии эсминец с управляемыми ракетами HMS Diamond, который вскоре был усилен двумя фрегатами типа 23, HMS Richmond и HMS Lancaster.
В это же время Пентагон объявил, что Франция, Италия и Испания также примут участие в коллективных операциях, но в действительности Министерство обороны Франции заявило, что силы и средства, которыми оно располагает в регионе, останутся под французским командованием.
Италия также объявила, что направит фрегат “Вирджинио Фазан” в Красное море, но только для защиты исключительно итальянских коммерческих судов.
Одновременно, правительство Испании отказалось служить под руководством США и заявило, что оно будет задействовано только в миссии во главе НАТО или ЕС.
В конце концов, в феврале 2024 года Европейский совет согласился начать операцию Aspides сроком на год.
При этом, Европейская служба внешних действий подчеркнула, что миссия является ‘чисто оборонительной’.
Показательно, что к моменту начала миссии ЕС хуситы успели атаковать 32 судна: по меньшей мере четыре из них находились под флагами государств – членов ЕС.
Таким образом, запоздалые решения ЕС, сдобренные политическими мотивами независимости от США дорого обошлись мировой экономике.
А Соединенным Штатам и горстке ключевых союзников, таких как Великобритания, пришлось нести основную тяжесть операций против хуситов.
Так, ВМС США развернули авианосную ударную группу в составе двух крейсеров, двух эсминцев и девяти эскадрилий боевых самолетов, а также других средств, таких как подводные лодки, в то время как Королевский военно-морской флот участвовал в миссии четырьмя боевыми кораблями.
Самолеты Королевских ВВС Великобритании Typhoon FGR4 из состава ВВС Соединенного Королевства в Акротири также наносили авиаудары по береговыы объектам хуситов.
Разумеется, миссия была бы более успешной, при активной военной поддержке Франции, Германии, Италии, Испании и Греции.
Сделав упор на оборонительную повестку, Евросоюз развязал хуситам и, стоящему за их спиной Ирану, руки, практически парализовав навигацию в Красном море.
Таким образом, мировая общественность, выражая надежду, что танкер Sounion не приведет к экологической, хочет быть уверенной, что Европейский союз наконец-то осознал серьезность ситуации в Красном море.
Хуситы должны быть повержены силой, чтобы сохранить свободу судоходства и международной торговли.
Поражение – недопустимо.