С учетом того, что использование дронов входит в повседневную практику моряков, стоит высказать несколько предостережений.
Вскоре после того, как беспилотник был запущен с судна, проходившего транзитом через Суэцкий канал, власти канала (SCA) попросили капитана бросить якорь. Прибыв на борт, они конфисковали беспилотник вместе с его картой памяти.
Само собой, судно было задержано в ожидании дальнейших расследований, как правило никуда не торопящихся египетских властей.
Случай не первый и, надо полагать, не последний.
Коллизия усугубляется тем, что в настоящее время не существует международных правил, регулирующих использование беспилотных летательных аппаратов.
По данным Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), применяются основные национальные правила безопасности, которые не распространяются на другие страны.
Объединяет их общая установка на то, чтобы любой беспилотный летательный аппарат всегда управлялся безопасным образом, как по отношению к другим воздушным судам в воздухе, так и по отношению к людям и имуществу, находящихся на земле.
Во всех странах существуют также существуют опасения, что беспилотники могут быть использованы террористами в качестве опасного оружия.
Поэтому, “невинный акт”, фотографии, проходящего Суэцким каналом судна, был расценен египетскими властями, как угроза национальной безопасности.
Между тем, мировая морская индустрия сейчас даже «не мыслит» себя без использования БПЛА различных классов и предназначений.
Так портовые власти Абу-Даби оснастили все свои морские ворота БПЛА, ведущими круглосуточное наблюдение за трафиком.
Maersk Tankers завершили оснащение своего танкерного флота современными дронами.
DNV GL провела первые производственные обследования с использованием беспилотных летательных аппаратов и рассматривает возможность использования БППА, то есть подводных дронов.
Европейское агентство по безопасности на море (EMSA) рассматривает возможность использования дронов для наблюдения за лодками беженцев, а также планирует использовать дроны для мониторинга загрязнения и выбросов в судоходной отрасли.
Номенклатура морских БПЛА будет расширяться, поэтому мировому морскому сообществу критически важно выработать общие правила эксплуатации БПЛА.
Большого прогресса в этом направлении, пока не наблюдается.
Остается только рекомендовать капитанам судов, находящихся в порту или в территориальных водах страны прибытия, руководствоваться правилами использования БПЛА, существующими на данной территории.
И помнить, что их несоблюдение чревато уголовным преследованием.
Несколько дополнительных источников информации тоже не будут лишними.
К ним относятся:
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в партнерстве с несколькими отраслевыми ассоциациями продвигает кампанию “Знай, прежде чем летать”, направленную на информирование общественности о безопасном и ответственном использовании беспилотных летательных аппаратов.
Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) предоставляет рекомендации по правилам безопасности, которые применяются при полетах дистанционно пилотируемых самолетов и беспилотных летательных аппаратов, включая обзор того, “как правила применимы к вам”.
Транспортная Канада (TC) подчеркивает, что закон должен соблюдаться всегда, а также опубликовала набор “что делать и чего не делать” для безопасного и законного полета дронов.