По мнению влиятельных греческих судовладельцев, в число которых входит глава компании Ariston Navigation Джон Ксилас, для обеспечения устойчивости судоходства в ЕС любое предлагаемое законодательство ЕС должно быть совместимо с присущими международной судоходной отрасли характеристиками, оставаясь при этом совместимым с правилами и стандартами Международной морской организации (ИМО).
“Жизнеспособность судоходства в ЕС, которое в первую очередь является международным и перекрестным, зависит от существования эффективного глобального режима”, – считает Ксилас, занимающий также пост в правлении Союза греческих судовладельцев (UGS).
Ксилас предлагает систему взимания налогов, как нечто более подходящее и эффективное, чем существующая система торговли выбросами Европейского союза (ETS)
Запущенная в 2005 году ETS ЕС стала первой крупной схемой торговли выбросами парниковых газов в мире. Однако по мнению Джона Кисласа, так называемый принцип “загрязнитель платит” должен быть надлежащим образом реализован, а поставщики альтернативных экологически чистых видов топлива должны нести свою долю ответственности и издержек.
“Коммерческий оператор, фактический загрязнитель, который определяет схему перевозки груза, маршрут и скорость судна, должен нести ответственность за расходы, связанные с соблюдением директивы ЕС ETS”, – заявил Джон Ксилас, выступая на недавно прошедшей двенадцатой ежегодной конференции Capital Link Greek Shipping Forum.
Ссылаясь на Евростат, Ксилас сообщил, что на долю ЕС приходится около 15% мировой торговли товарами и около 35% грузового флота.
Он отметил, что половина этого флота используется для перекрестной торговли и обслуживания третьих сторон, большинство из которых – tramp shipping, то есть нелинейное судоходство, которое осуществляется в отсутствии регулярных маршрутов.
“Работающие по тако схеме судовладельцы не знают, когда, где и с какой скоростью коммерческий оператор поведет судно, поэтому коммерческий оператор структурно является частью их бизнеса. Это не случайно является частью их бизнеса, поэтому он должен нести свою долю ответственности”, – уверен Ксилас.
Что касается предложения ЕС установить топливный стандарт и возложить ответственность за соблюдение на судоходную компанию, форум греческих судовладельцев поддержал предложение Ксиласа о том, чтобы юридическая ответственность была возложена на поставщиков бункерного топлива ЕС и операторов в портах ЕС, а также исключение входящих рейсов из применения настоящего регламента.
“Дефицит соответствующего новым требованиям топлива во всем мире вызывает дополнительную озабоченность, как и потенциальное искажение конкуренции между поставщиками и портами ЕС и стран, не входящих в ЕС, поэтому я считаю крайне неуместным обязывать суда соблюдать это предлагаемое регулирование”, – подчеркнул Ксилас.
По его мнению, судоходная отрасль нуждается в мощных лоббистах, а также в специалистах, способных эффективно влиять на общественное мнение.
“Недостаточно обсуждать проблемы между собой. Я думаю, что послание должно заключаться в том, чтобы донести его до более широкой аудитории, а не только до регулирующих органов, политиков, НПО и средств массовой информации”, – сообщил он собравшимся на конференции.