20.04.2024

Из-за дефицита рефконтейнеров цены на рыбу вырастут

Бюро «Инфотекст» несколько раз формировало жалобы относительно возрастающего дефицита стандартных морских контейнеров, осложняющих перевозку грузов даже внутри России. Между тем, не лучшим образом обстоит дело и с рефрижераторными контейнерами и секциями.

Рыбу приходится доставлять за 6 000 км из Приморья до Москвы

Власти РФ пытаются предотвратить кризис, отменив все таможенные пошлины на импортные рефрижераторы и настаивая на увеличении внутреннего производства, но этих едва и достаточно, так как собственно российский парк, в основном 40 футовых, рефрижераторных контейнеров не превышает 10 000 единиц.

Другая часть — это контейнеры от морских судоходных компаний, которые доставляют грузы в Россию и позволяют местным логистическим компаниям использовать их для внутренних перевозок в России.

Однако после вторжения в Украину ряд морских компаний, включая три крупнейших Maersk, CMA CGM и MSC, прекратили свою деятельность в России, что сократило парк импортных рефрижераторных контейнеров.

Проблема напрямую затрагивает российских потребителей морепродуктов, так как примерно 75 процентов годового улова в пять миллионов метрических тонн рыбы добываются в 6 000 километрах от европейки части России, где проживает большинство людей.

В 2021 году Российские железные дороги перевезли 93 400 TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица измерения, используемая для статистики контейнеров), что на 31 процент больше, чем в 2020 году.

С января по март 2022 года он составил 27 300 TEU, что на 34 процента больше, чем в первом квартале 2021 года.

Только в марте 2022 года он вырос на 29 процентов по сравнению с мартом 2021 года и составил более 10 000 TEU. Объем морепродуктов, в первую очередь мороженой рыбы, отправленных в рефрижераторах по железной дороге, в 2021 году достиг 459 400 тонн, что составляет около 10 процентов национального улова и в целом на 40 процентов больше, чем в 2020 году.

Понятно, что большая часть этих морепродуктов поступила из Приморского края в центральную и западную Россию по железной дорогие в контейнерах с регулируемой температурой груза.

Генеральный директор логистической компании «Таскор-21» Виталий Момот отметил в интервью «Ведомостям», что российским транспортным операторам ежегодно требуется не менее 1 500 новых рефрижераторных установок, что едва ли будет произведено.

Весной 2022 года представители Ассоциации предприятий пищевой промышленности (FIEA) даже обратилась к главе правительства РФ Михаилу Мишустину, чтобы сообщить о надвигающейся нехватке рефрижераторов.

В 2020 году правительство России приняло специальное постановление, касающееся процедур утверждения новых рефрижераторов, согласно которому один контейнер из заказа, размещенного за рубежом, должен быть ввезен в Россию для тестовой проверки, после чего вся партия получит сертификацию.

После вторжения 24 февраля нарушились цепочки поставок в Россию, что осложнило выполнение правил указанного постановления правительства РФ.

К проблемам стоит добавить колебания обменного курса между рублем и другими валютами, а также резкий рост стоимости фреона, используемого для рефрижераторов. способствовали ограничению предложения.

“Все вместе взятое может остановить транспортировку грузов с регулируемой температурой в России, включая импорт и экспорт”, — говорится в письме FIEA, сообщает «Коммерсант».

Власти не остались безучастными к угрозе неизбежного дефицита рыб и других морепродуктов для большинства россиян и с 1 июля отменили импортную пошлину в 10 процентов на все рефрижераторы до июля 2024 года.

С учетом стоимости рефрижератор с внешним источником питания $20 000 долларов и автономного — до $50 000, отмена импортных пошлин сулит существенную экономию.

“Решение обнулить импортную пошлину позволит закупать оборудование за рубежом и создаст условия для расширения производства рефрижераторов в России, что позволит эффективно решить проблему дефицита контейнеров для рыбной логистики”, — говорится в заявлении президента Ассоциации рыболовства Приморья Георгия Мартынова, опубликованном на сайте ассоциации.

Правительство Мишустина одновременно пытается стимулировать производство рефрижераторов внутри России, для чего Министерство промышленности и торговли России объявило тендер на проектирование нового рефрижератора, который выиграла омская компания «Омсктрансмаш».

В апреле 2022 года генеральный менеджер проекта «Омсктрансмаш» Иван Целоусов сообщил прессе, что компания планирует начать производство рефрижераторных контейнеров в 2023 году, объёмом от 300 до 500 единиц ежегодно.

Четыре опытных образца проходят испытания, чтобы в последующем какие-то из них вошли в серийное производство.

Другие производители тоже не сидят сложа руки.

Челябинская компания «ЧТЗ-Уралтрак» объявила о своих планах войти в этот сегмент, хотя и не сообщила, какого объема производства она ожидает.

Кроме того, в июле Донской механический завод объявил, что успешно завершил четырехлетние испытания своих рефрижераторных установок, и ожидает, что сможет наладить производство не менее 120 единиц в год.

Между тем, учитывая максимальный ожидаемый объем производства Омсктрансмаша в 500 контейнеров в год, 120 единиц Донского механического завода и неизвестное количество от ЧТЗ-Уралтрак, резонно предположить, что отрасль будет сильно недоставать от ежегодно необходимых 1 500 рефконтенеров.

Соответственно, российским потребителям следует быть готовым к снижению ассортимента и объема поставляемой из Дальней Востока рыбы и других морепродуктов, при соответствующем росте цен.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика