Бюро «Инфотекст» несколько раз формировало жалобы относительно возрастающего дефицита стандартных морских контейнеров, осложняющих перевозку грузов даже внутри России. Между тем, не лучшим образом обстоит дело и с рефрижераторными контейнерами и секциями.
Власти РФ пытаются предотвратить кризис, отменив все таможенные пошлины на импортные рефрижераторы и настаивая на увеличении внутреннего производства, но этих едва и достаточно, так как собственно российский парк, в основном 40 футовых, рефрижераторных контейнеров не превышает 10 000 единиц.
Другая часть — это контейнеры от морских судоходных компаний, которые доставляют грузы в Россию и позволяют местным логистическим компаниям использовать их для внутренних перевозок в России.
Однако после вторжения в Украину ряд морских компаний, включая три крупнейших Maersk, CMA CGM и MSC, прекратили свою деятельность в России, что сократило парк импортных рефрижераторных контейнеров.
Проблема напрямую затрагивает российских потребителей морепродуктов, так как примерно 75 процентов годового улова в пять миллионов метрических тонн рыбы добываются в 6 000 километрах от европейки части России, где проживает большинство людей.
В 2021 году Российские железные дороги перевезли 93 400 TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица измерения, используемая для статистики контейнеров), что на 31 процент больше, чем в 2020 году.
С января по март 2022 года он составил 27 300 TEU, что на 34 процента больше, чем в первом квартале 2021 года.
Только в марте 2022 года он вырос на 29 процентов по сравнению с мартом 2021 года и составил более 10 000 TEU. Объем морепродуктов, в первую очередь мороженой рыбы, отправленных в рефрижераторах по железной дороге, в 2021 году достиг 459 400 тонн, что составляет около 10 процентов национального улова и в целом на 40 процентов больше, чем в 2020 году.
Понятно, что большая часть этих морепродуктов поступила из Приморского края в центральную и западную Россию по железной дорогие в контейнерах с регулируемой температурой груза.
Генеральный директор логистической компании “Таскор-21” Виталий Момот отметил в интервью “Ведомостям”, что российским транспортным операторам ежегодно требуется не менее 1 500 новых рефрижераторных установок, что едва ли будет произведено.
Весной 2022 года представители Ассоциации предприятий пищевой промышленности (FIEA) даже обратилась к главе правительства РФ Михаилу Мишустину, чтобы сообщить о надвигающейся нехватке рефрижераторов.
В 2020 году правительство России приняло специальное постановление, касающееся процедур утверждения новых рефрижераторов, согласно которому один контейнер из заказа, размещенного за рубежом, должен быть ввезен в Россию для тестовой проверки, после чего вся партия получит сертификацию.
После вторжения 24 февраля нарушились цепочки поставок в Россию, что осложнило выполнение правил указанного постановления правительства РФ.
К проблемам стоит добавить колебания обменного курса между рублем и другими валютами, а также резкий рост стоимости фреона, используемого для рефрижераторов. способствовали ограничению предложения.
“Все вместе взятое может остановить транспортировку грузов с регулируемой температурой в России, включая импорт и экспорт”, – говорится в письме FIEA, сообщает “Коммерсант”.
Власти не остались безучастными к угрозе неизбежного дефицита рыб и других морепродуктов для большинства россиян и с 1 июля отменили импортную пошлину в 10 процентов на все рефрижераторы до июля 2024 года.
С учетом стоимости рефрижератор с внешним источником питания $20 000 долларов и автономного – до $50 000, отмена импортных пошлин сулит существенную экономию.
“Решение обнулить импортную пошлину позволит закупать оборудование за рубежом и создаст условия для расширения производства рефрижераторов в России, что позволит эффективно решить проблему дефицита контейнеров для рыбной логистики”, – говорится в заявлении президента Ассоциации рыболовства Приморья Георгия Мартынова, опубликованном на сайте ассоциации.
Правительство Мишустина одновременно пытается стимулировать производство рефрижераторов внутри России, для чего Министерство промышленности и торговли России объявило тендер на проектирование нового рефрижератора, который выиграла омская компания “Омсктрансмаш”.
В апреле 2022 года генеральный менеджер проекта “Омсктрансмаш” Иван Целоусов сообщил прессе, что компания планирует начать производство рефрижераторных контейнеров в 2023 году, объёмом от 300 до 500 единиц ежегодно.
Четыре опытных образца проходят испытания, чтобы в последующем какие-то из них вошли в серийное производство.
Другие производители тоже не сидят сложа руки.
Челябинская компания “ЧТЗ-Уралтрак” объявила о своих планах войти в этот сегмент, хотя и не сообщила, какого объема производства она ожидает.
Кроме того, в июле Донской механический завод объявил, что успешно завершил четырехлетние испытания своих рефрижераторных установок, и ожидает, что сможет наладить производство не менее 120 единиц в год.
Между тем, учитывая максимальный ожидаемый объем производства Омсктрансмаша в 500 контейнеров в год, 120 единиц Донского механического завода и неизвестное количество от ЧТЗ-Уралтрак, резонно предположить, что отрасль будет сильно недоставать от ежегодно необходимых 1 500 рефконтенеров.
Соответственно, российским потребителям следует быть готовым к снижению ассортимента и объема поставляемой из Дальней Востока рыбы и других морепродуктов, при соответствующем росте цен.