25.04.2024

Казначейство США мониторит позиции танкерного флота РФ

Ограничения, наложенные коллективным Западом на покупку российской нефти, не могли не отразиться на состоянии танкерного флота РФ. Российские танкеры, перевозящие сырую нефть и нефтепродукты, все чаще исчезают из систем слежения и осуществляют навигацию с отключенным транспондерами.

Так называемая темная активность, при которой транспондеры судов отключаются на несколько часов подряд, в прошлом рассматривалась американскими официальными лицами как обманчивая практика судоходства, которая часто используется для обхода санкций.

Соответственно, означенная темная активность среди связанных с Россией танкеров с сырой нефтью выросла на 600% по сравнению с тем, что было до начала вторжения в Укриану, сообщила репортеру CNN компания прогнозной разведки Windward.

«Мы наблюдаем всплеск числа российских танкеров, намеренно отключающих приборы, указывающие в прямом доступе курс и местоположение судна, чтобы обойти санкции», — пожаловался в интервью генеральный директор Windward Ами Дэниел.

«Российский флот начинает скрывать свое местонахождение и свой экспорт», скрывая маршруты перевозки не только сырой нефти, но и других нефтепродуктов.

По данным компании Windward, которая использует искусственный интеллект для мониторинга местоположения судов мирового торгового флота, в течение недели, начиная с 12 марта было, зафиксировано 33 случая темной активности российских танкеров с нефтехимией и нефтепродуктами, что на 236% выше, чем в среднем за неделю за предыдущие 12 месяцев.

Между тем, международные правила требуют, чтобы суда, подобные нефтяным танкерам, почти круглосуточно использовали свои транспондеры в активном режиме.

В мае 2020 года Министерство финансов США направило рекомендации по санкциям в морскую, энергетическую и металлургическую отрасли для решения проблемы «незаконных перевозок и практики уклонения от санкций».

Первым пунктом озабоченности чиновников этого ведомства стало «отключение или манипулирование» системами автоматической идентификации (АИС) на судах для «маскировки их движения».

«Манипуляции и сбои в работе АИС могут указывать на потенциальную незаконную или санкционированную деятельность», — отмечается в документе Минфина США.

Суда также могут «затемняться» по соображениям безопасности, в том числе при следовании в водах, контролируемых пиратами, но Дэниел, генеральный директор Windward, считает, что причина маскировки российских танкеров отнюдь не в опасности пиратских нападений.

«Эти суда хотят исчезнуть с радаров. С точки зрения соблюдения требований, это красный флаг», — сказал он.

В заявлении для CNN представитель Казначейства (Минфин США) заявил, что агентство «осведомлено об этих отчетах» и работает с партнерами и с помощью «различных методов», чтобы не полагаться исключительно на трансляции транспондеров для мониторинга судов, представляющих интерес.

Для американских регуляторов ситуация знакомая, так как Аналогичное поведение наблюдалось в прошлом десятилетии, когда Соединенные Штаты ввели санкции против Венесуэлы и Ирана, сделав покупку нефти у этих стран незаконной.

«Россия следует сценарию Венесуэлы и Ирана, с небольшими изменениями», — считает Энди Липоу, президент консалтинговой фирмы Lipow Oil Associates.

Загвоздка в том, что, в отличие от Венесуэлы и Ирана, Запад не ввел санкции непосредственно против российской нефти.

Да, Белый дом запретил импорт российской нефти в Соединенные Штаты, что не означает автоматический запрет на продажу российской нефти другим странам.

Однако в действительности, общая токсичность ведения бизнеса с Россией, наряду с неопределенностью в отношении санкций, привело к фактическому эмбарго российской нефти.

Именно этим аналитики объясняют всплеск темной активности среди судов под российским флагом.

Нефтетрейдеры не хотят, чтобы их разоблачили в качестве покупателей российской нефти в разгар российско-украинского конфликта: судовладельцы и грузополучатели не без оснований боятся попасть в черные списки, не говоря уже о проблемах этического свойства.

«Это катастрофа в сфере PR», — жалуется Роберт Явгер, вице-президент по энергетическим фьючерсам в Mizuho Securities.

Между тем, спрос на энергоносители сейчас очень высок, и — в значительной степени из-за санкций — российская нефть торгуется примерно на 30 долларов дешевле, чем нефть марки Brent, как мировой эталон.

«Вы получаете большую скидку на нефти марки Uraks», — отмечает Майкл Тран, управляющий директор по глобальной энергетической стратегии RBC Capital Markets. «Экономический стимул есть, если вас не беспокоят санкции».

Эксперты исследовательской фирмы Rystad Energy подсчитала, что за пять недель, прошедших с начала вторжения, экспорт российской сырой нефти сократился на 1,2-1,5 миллиона баррелей в день.

«Пункт назначения оставшегося экспорта сырой нефти из России… становится все более «неизвестным»», — указывает Rystad Energy в отчете на этой неделе, отметив, что объем «загадочной» нефти составляет около 4,5 миллиона баррелей в день.

Резонно задаться вопросом – кто эту нефть у России покупает?

Аналитики уверены, что это в основном НПЗ Индии и Китая.

 заводы в Китае и Индии, двух крупнейших в мире потребителях нефти и странах с наиболее быстрорастущей экономикой, тайно покупают российские энергоносители.

Кроме того, еще ряд торговых домов скупают российскую нефть для хранения, заполняя все имеющиеся танкерные мощности, включая суда, стоящие на рейде.

Помимо темной активности, Windward обнаружила, что некоторые суда и компании все еще имеют дело с танкерами, связанными с Россией, и занимаются перегрузом нефти с судна на судно.

В 2020 году Казначейство (Минфин США) предупредило, что трансферы углеводородов с судна на судно, особенно ночью или в районах, которые считаются «защищенными» от санкций, «часто используются для уклонения от санкций путем сокрытия происхождения или назначения» нефти, угля и других материалов.

Несмотря на боевые действия в Украине и санкции в отношении России, количество встреч между судами, которые длились не менее трех часов между нефтяными танкерами, связанными с Россией, и другими судами, является «относительно нормальным», отмечает Уиндворд.

Для российских же моряков, вся эта политика санкций не сулит ничего хорошего и чревата дополнительной нагрузкой работы в море и снижает критически важный уровень безопасности.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика