Связи между Китаем и Россией заметно улучшились с 2014 года, когда Кремль объявил, что он развернется в сторону Азии в связи с экономическими санкциями Запада в связи с аннексией Москвой Крыма и ролью России в войне на востоке Украины. Углубление отношений лучше всего видно во взаимодействии лидеров двух стран: Владимира Путина и Си Цзиньпина. С 2013 года они встречались более 30 раз, причем Си даже называл российского президента своим «лучшим другом» во время саммита 2019 года.
Эти связи с 2014 года привели к целому ряду сделок, в основном связанных с китайскими инвестициями в российские добывающие ресурсы, такие как прибыльный нефтегазовый сектор.
Но в последние годы Пекин также начал осторожно присматриваться к другим секторам, инвестируя в высокотехнологичные отрасли и стараясь использовать территорию России для транспортировки товаров в Европу и из Европы.
Власти Ульяновска, который давно и прочно входит в красный пояс России, считаясь родиной пролетарского вождя В.И. Ленина, весьма естественно попытались расширить культурные и экономические связи с коммунистическим Китаем.
Как итог, в 2020 году в регион прибыл первый прямой поезд из Китая, доставивший контейнеры с грузом автомобильных частей и промышленного оборудования.
Обратно в Китай он вернулся с грузом зерна и подсолнечного масла.
В регионе действует Китайско-российская особая экономическая зона (ОЭЗ).
Основанная в 2019 году, она получила скромные инвестиции в размере 1,5 миллиона долларов, чтобы начать создание местного технологического центра.
Однако в феврале 2020 года Россия вынуждена была ввести строгие пограничные меры с Китаем, чтобы обуздать вспышку коронавируса.
Пекин также ограничил въезд в Китай граждан России и грузов после нескольких локальных вспышек пандемии коронавируса.
«Движение по этой железной дороге прекратилось с начала пандемии и закрытия границ и с тех пор не начиналось», — сообщила татаро-башкирской службе радио «Свобода» Татьяна Фадеева, пресс-секретарь Корпорации развития Ульяновской области.
«У нас нет никакой информации о том, когда движение возобновится».
Владимир Казанцев, независимый социолог из Ульяновска, считает, что замороженные транспортные связи, а также препятствия и ограничения на привлечение крупных сумм китайских инвестиций подчеркивают несоответствие между углублением российско-китайского политического и военного сотрудничества и реалиями жизни российских регионов.
— Невыгодно строить производство в России, чтобы поставлять готовую продукцию в Китай, — заявил Казанцев репортеру радио «Свобода», — Бизнес не вытанцовывается.
Впрочем, в одном направлении все же наблюдается рост.
Все больше китайских туристов приезжает в Ульяновскую область, на родину Ленина.
Так называемый «красный туризм» в Китае, когда трудящиеся КНР посещают места, имеющие историческое значение для китайского коммунизма, был приоритетом, продвигаемым Пекином в течение последних нескольких десятилетий.
В 2014 году было налажено официальное сотрудничество между правительствами Китая и России, чтобы привлечь больше туристов в Россию.
Во время визита в Ульяновск в 2013 году тогдашний председатель Национальной администрации Китая по туризму Шао Кивей назвал столицу Ленина «началом красной истории Китая».
По данным местного совета по туризму, с 2015 года число китайских туристов, посещающих Ульяновск, ежегодно увеличивается на 20-30 процентов.
Однако общие цифры остаются скромными: по оценкам, 7 000 китайских туристов проезжают через Ульяновск в рамках туров по так называемому «красному маршруту» России, который включает исторические места в Казани, Санкт-Петербурге и Москве и, как ожидается, расширится до Екатеринбурга, Перми, Самары, Уфы и Красноярска.
Расширение этих связей наталкивается на трудности, связанные с карантином, что находит отражение в официальной статистике, которая регистрирует 86-процентное падение общего объема туризма с 2020 года.
Несмотря на эти препятствия, многие местные чиновники видят большой потенциал в связанном с коммунистами туризме из Китая и настаивают на увеличении инвестиций в этот сектор.
Алексей Куринный, депутат Государственной Думы Российской Федерации от Коммунистической партии от Ульяновской области, объяснил репортеру радио «Свобода», что, хотя инвестиции в Китай трудно привлечь, туризм в этом районе имеет неиспользованный потенциал.
«Инвестиции в туристическую индустрию и привлечение большего числа туристов из Китая еще не полностью развиты», — считает депутат Куринный. «Мы рассматриваем движение в этом направлении в качестве основного направления сотрудничества с Китаем».
Вместе с тем, он затруднился назвать точный объем прямых инвестиций из Китая, направленных в экономику Ульяновской области.
Власти Ульяновской области стремятся привлечь проекты, ориентированные на отрасли, занимающие более высокое положение в цепочке поставок.
В то же время, местные коммунисты выступили против планов строительства китайского цементного завода в Ульяновске из-за возможных экологических проблем.
«Регион сегодня заинтересован в высокотехнологичном производстве, в том, что может способствовать его высокотехнологичному развитию, а не просто стремиться что-то раскопать», — считает Куринный.
На практике, все неоднозначно.
Представители Ульяновской особой экономической зоны и китайской медицинской компании подписали соглашение о сотрудничестве в феврале этого года. Однако дальше бумаг с печатями дело может не пойти.
Именно по этим причинам Игорь Топорков, ульяновский правозащитник, скептически относится к тому, что регион станет региональным центром экономического роста Китая.
«Есть несколько изолированных проектов, но я не думаю, что будет какая-либо крупная китайская экспансия в Ульяновскую область», — заявил он репортеру радиостанции «Свобода».
Тем не менее, предпринимаются попытки продвинуть крупные проекты вперед.
В ноябре 2020 года было объявлено о планах строительства автомагистрали через Ульяновск, которая послужит важным транзитным маршрутом для доставки товаров между Китаем и Европой через Россию.
Проект получил поддержку на высоком уровне.
Но радио «Свобода» обнаружило, что общественное обсуждение планов было незначительным, и несколько юридических процедур были обойдены.
Это вызвало озабоченность по поводу экологических рисков во время строительства и того, как это может повлиять на жителей, находящихся вблизи запланированного маршрута автомагистрали.
«Из-за отсутствия общественных обсуждений нарушаются права жителей тех населенных пунктов, рядом с которыми будет проходить дорога», — жалуется Александр Николаев, юрист из соседней Чувашии, который занимается транспортными вопросами.
В целом, картина российско-китайского интернационала на земле Ульянова-Ленина выглядит откровенно блеклой и унылой.
Сказывается презрительное отношение Китая к России, как к недогосударству — без внятной идеологии и сильной экономики.
Оригинал статьи здесь.