Коронавирус дает шанс России импортозаместиться

Площадь

30 января Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавируса в Китае глобальной чрезвычайной ситуацией. В тот же день Международный валютный фонд (МВФ) признал, что эпидемия затронет всю мировую экономику. Что касается России, то распространение вируса, против которого пока нет вакцины, неизбежно скажется: на Китай приходится более 12 процентов всего российского экспорта.

Image result for How is the Coronavirus affecting economy?
Российские торговые сети меняют Китай на поставщиков из Турции, Марокко и Израиля

И все же, до сих пор никто в России не рассматривает воздействие вируса из Китая как пандемию.

Несмотря на все нынешние негативные последствия, Герман Греф, глава Сбербанка, крупнейшего банка России, охарактеризовал его как “не очень значительные”.

Однако все может измениться, если окажется невозможным сдержать вирус и текущая ситуация затянется.

Если это произойдет, то для российской экономики наступят трудные времена: Счетная палата РФ прогнозирует серьезные последствия. Вот только один пример: автопроизводитель Nissan уже предупредил, что приостановит производство автомобилей в России, если ситуация не изменится к марту.

Цены на нефть, как водится, отреагировали первыми, учитывая, что Китай является одним из крупнейших потребителей сырья.

Спрос на топливо в Китае упал, а долларовые цены на нефть рухнули: в январе нефть марки Brent подешевела на 12,6%. Нефть марки Urals также подешевела как в долларовом, так и в рублевом выражении, достигнув 10 февраля двухлетнего минимума, то есть, опустившись ниже 3 400 рублей ($56) за баррель.

Эта цена уже ниже той, что прописана в федеральном бюджете.

В результате курс рубля изменился, хотя и не критично: с начала января рубль потерял 3,35 процента по отношению к доллару.

Таже следует учесть, что Россия ежегодно закупает у Китая товаров на 50 миллиардов долларов, и около половины из них приходится на импорт автомобилей, персональных компьютеров и смартфонов.

До сих пор российские компании не получали никаких уведомлений о задержках поставок из Китая.

Что касается китайских продуктов питания, то их доля на российском рынке составляет не более 2 процентов.
Это — имбирь, чеснок, помидоры, перец, мандарины, виноград и помело, но, по мнению ритейлеров, их легко заменить импортом из других стран.

Так, 3 февраля одна из крупнейших торговых сетей России «Магнит» объявила, что больше не импортирует фрукты и овощи из Китая из-за угрозы распространения вируса и дополнительных осложнений в логистике.

Им найдена альтернатива из Турции, Израиля и Марокко.
X5 Retail Group, еще один крупный ритейлер, также заявила, что ищет новых поставщиков. Однако «Лента» и Metro пока не планируют приостанавливать поставки из Китая, а остальные ритейлеры (такие как «Ашан» или «Дикси») пока никак не комментируют ситуацию.

Проблема в том, что большая часть китайских продовольственных поставок идет на Дальний Восток и в Сибирский федеральный округ — регионы, которые сильно зависят от импорта, — и полки в продуктовых магазинах там уже истощены.

По данным местных СМИ, огурцы и помидоры резко подорожали, а продовольственные магазины Владивостока, Хабаровска и Уссурийска испытывают дефицит некоторых видов продукции.

Странно, но бананы стали первой” жертвой » коронавируса во Владивостоке — кто-то распустил слух, что они заразны (несмотря на то, что поставляются из Эквадора) и бананы просто сгнили на складах.

В свою очередь неутешительный прогноз делает Ассоциации туроператоров России на первый квартал 2020 года.

Китай был крупнейшим «поставщиком» туристов в Россию и сейчас страна теряет не менее 1,3 млн китайских туристов.

Соответственно, авиасообщение с Китаем было частично приостановлено с 1 февраля: в настоящее время Аэрофлот и его партнеры осуществляют только четыре рейса в Пекин, Гуанчжоу, Шанхай и Гонконг.

Впрочем, потери здесь не предвидятся слишком большими. По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Елены Сахновой, на китайские маршруты приходится всего два миллиона пассажиров в год из почти 130 миллионов. Для «Аэрофлота» она составляет всего 4 процента от пассажиропотока и 5 процентов от выручки.

Бум переживает профилактическая медицина: cпрос на медицинские маски для лица взлетел на 220 процентов, при нулевой эффективности этих средств в борьбе с коронавирусом.

В целом, у России появился шанс показать свои возможности в импортозамещении, о котором много говорится, но мало делается.

Поделиться
  •  
  • 1
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.