19.04.2024

На черное золото России набросилась стая хищников

Западные санкции в отношении России значительно сократили государственные доходы от продажи нефти и перенаправили десятки миллиардов долларов судоходным и нефтеперерабатывающим компаниям, некоторые из которых имеют связи в России.

Большинство выигравших от санкций бенефициаров базируются в Китае, Индии, Греции и Объединенных Арабских Эмиратах. Несколько из них, частично принадлежат российским компаниям.

Ни одна из фирм, не нарушая санкции, существенно выигрывают от мер, разработанных Европейским союзом и Соединенными Штатами для сокращения доходов того, что они называют военной машиной президента России Владимира Путина.

В то время, как вооруженный конфликт на Украине переходит на второй год, расчеты показывают, что доходы России снизились, но объем экспорта остается относительно стабильным, несмотря на санкции.

Владимир Путин предрек Западу, что санкции вызовут рост цен на энергоносители, но ошибся: международные цены на нефть марки Brent упали до 80 долларов за баррель с почти рекордно высокого уровня в 139 долларов в марте 2022 года, через несколько недель после начала его СВО в Украине.

До начала вторжения Москвы в Украину 24 февраля прошлого года нефть марки Brent торговалась на отметке 65-85 долларов за баррель.

В декабре прошлого года, После того, как Группа семи (G7) промышленно развитых стран ввела предельные цены на российскую нефть, доходы Москвы от экспорта нефти упали на 40% в годовом исчислении.

Об этом в январе 2023 года сообщило Министерство финансов России.

— Низкая официальная цена на нефть означала, что российский государственный бюджет пострадал в последние недели, — отмечает Сергей Вакуленко, научный сотрудник-нерезидент Фонда Карнеги за международный мир.

В прошлом Сергей Вакуленко руководил отделом стратегии компании «Газпром нефть» и покинул Россию через несколько дней после вторжения.

— Судя по таможенной статистике, часть выгоды получили нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае, но основными бенефициарами должны быть грузоотправители нефти, посредники и российские нефтяные компании, — поясняет он.

Санкции в отношении России – вероятно, самые жесткие из введенных в отношении отдельного государства – включают прямые запреты на закупки российских энергоносителей Соединенными Штатами и ЕС, а также запреты на доставку российской нефти в любую точку мира, если только она не продается по цене не ниже 60 долларов за баррель.

В этих обстоятельствах российские нефтетрейдеры перенаправили большую часть сырой нефти и нефтепродуктов в Азию, предложив, например, значительные скидки покупателям в Китае и Индии по сравнению с конкурирующими сортами с Ближнего Востока.

В свою очередь, запрет на судоходство и ограничение цен заставили покупателей насторожиться и вынудили их платить за транспортировку сырой нефти высокую цену, в отсутствии необходимого собственного тоннажа, достаточного для удовлетворения всего объема экспорта нефти.

Соответственно, по состоянию на конец января российские нефтяные компании вынуждены были предлагать скидки на свою нефть в размере 15-20 долларов за баррель покупателям в Индии и Китае.

Кроме того, согласно источникам от Reuters, российские экспортёры платили судоходным компаниям по 15-20 долларов за баррель за доставку сырой нефти из России в Китай или Индию.

В результате, по данным Министерства финансов России, российские компании получили в российских портах в январе всего 49,48 доллара за баррель Urals, что на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет всего 60% от европейской базовой цены на нефть марки Brent.

Для сравнения, американский экспортер нефти марки Mars – сорта, аналогичного Urals, – заплатил бы около 5-7 долларов за баррель за доставку груза в Индию. Учитывая скидку в 1,6 доллара за баррель по сравнению с американским эталоном WTI, американский экспортер получил бы около 66 долларов за баррель в американском порту, или 90% от базовой цены.

При добыче 10,7 млн баррелей в сутки в 2022 году и экспорте сырой нефти и нефтепродуктов в 7,0 млн баррелей в сутки скидка и дополнительные расходы приведут к падению доходов российских производителей нефти на десятки миллиардов долларов в 2023 году.

Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил в минувшее воскресенье, что ограничение цен сократило доходы Москвы только за январь на 8 миллиардов долларов.

Однако, поскольку часть недополученных доходов приходится на российские фирмы, точный удар по доходам производителей и государства трудно оценить количественно.

Еще одним осложнением является то, что некоторые сорта российской нефти, включая тихоокеанский сорт ВСТО, также стоят дороже, чем Urals.

Как бы то ни было, по мнению многих экспертов, в том числе Сергея Вакуленко, а также трейдеров российской нефти, снижение доходов совпало с увеличением прибыли некоторых посредников.

После десятилетий низких прибылей или убытков отрасли мирового судоходства переживают финансовый бум, связанный с транспортировкой российской нефти.

Золотой дождь обрушился на российский «Совкомфлот», возглавляемый союзником Путина Сергеем Франком, и греческие судоходные компании TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.

Более того, вовремя подсуетившись, некоторые греческие и норвежские владельцы танкеров продали свои старые суда по рекордно высоким ценам судоходным фирмам, таким как Fractal Shipping, владельцы которых находятся в Дубае.

Саудовская Аравия и ОАЭ прозорливо, отказавшиеся осудить боевые действия России в Украине, расширили сотрудничество с Москвой, даже вопреки давлению  Вашингтона.

И, как можно предположить, не без выгоды для себя.

Так, документы, с которыми ознакомились эксперты Reuters, свидетельствуют, что грузоотправитель взял с российского продавца сырой нефти около 10,5 миллионов долларов за один рейс, чтобы доставить танкер Aframax с 700 000 баррелей на борту из балтийского порта на индийский нефтеперерабатывающий завод в январе.

Год назад аналогичная сделка обошлась бы продавцу российской нефти в 0,5-1,0 миллиона долларов, в зависимости от тарифов на доставку.

Для грузоотправителя текущие расходы на такой рейс на современном рынке колеблются в пределах 0,5-1,0 миллиона долларов, что означает, что чистая прибыль грузоотправителя российской нефти от одного рейса может составить 10 миллионов долларов!

В то время, как судовладельцы взимают рекордно высокие тарифы за поставки российской нефти, нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае также «купаются» в рекордных скидках.

Импорт российской нефти в Индию за последние недели достиг небывало высокого уровня — более 1,25 млн баррелей в сутки, что означает, что страна ежемесячно экономит более 500 миллионов долларов на своих счетах за нефть, поскольку российская нефть продается со скидкой около 15 долларов за баррель.

Ведущие индийские импортеры – IOC, HPCL, BPCL, Nayara и Reliance, понятное дело, отказались комментировать Reuters скидки и прибыль.

Nayara, на 49% принадлежащая российской государственной нефтяной компании «Роснефть», также отказалась от комментариев.

Между тем, по мнению, Эммы Ли, китайского аналитика Vortexa Analytics, КНР импортировала более 1,8 млн баррелей российской нефти в сутки в период с апреля 2022 по январь 2023 года.

По расчетам Reuters, исходя из предполагаемой скидки в размере 10 долларов за баррель как на нефть ESPO, так и на нефть марки Urals с поставкой, это сэкономило китайским переработчикам около 5,5 миллиардов долларов за 10-месячный период.

При этом, крупнейшими бенефициарами стали независимые нефтеперерабатывающие заводы в восточной провинции Шаньдун.

Государственный нефтеперерабатывающий гигант Sinopec (OTC:SHIIY) Corp также выиграл от удешевления нефти, а государственные Petrochina, Zhenhua Oil и CNOOC (NYSE:CEO) получили прибыль от торговли баррелями, сообщили трейдеры.

Все компании, а также правительство провинции Шаньдун, по понятным причинам, не ответили на запрос о комментариях агентству Reuters.

Логично предположить, что после 5 февраля 2023 года, когда заработала схема ограничения цен на нефтепродукты российского происхождения, подпадающие под код CN 2710, российские предприятие сократят производство нефтепродуктов и постараются, выпавшие доходы компенсировать за счет экспорта дополнительных объемов сырой нефти.

Поэтому, барыши агентов выше отмеченного бизнеса, будут только возрастать.

В настоящее время установлены два предельных уровня цен:

45 долларов США за баррель нефтепродуктов, торгуемых со скидкой к сырой нефти.

100 долларов США за баррель нефтепродуктов, торгуемых с премией к сырой нефти.

Однако подробная информация о том, как различные продукты, подпадающие под код CN 2710, классифицируются в соответствии с двумя заглавными буквами, приведена в Приложении XXVIII к Регламенту (ЕС) № 833/2014.

Для удобства использования ее также можно найти в недавно опубликованном Руководящем документе ЕС.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика