Никто не ожидает от России прорывных технологий в области производства товаров для людей. Все привыкли, что нефть матушка, газ батюшка — главные кормильцы нации. Между тем, регресс зашел настолько далеко, что наши сказочные менеджеры умудрились наделать убытков в элементарщине — не смогли уже добытую нефть донести до потребителя в нужном качестве.
Более 1 миллиона тонн российской нефти, загрязненной хлоридами во время прокачки по трубопроводам компании «Транснефть» сейчас болтается в танках торговых судов между Европой и Азией.
Стоимость токсичного груза оценивается в 500 млн долларов США, но гораздо более значимы потери за счет различных неустоек, страховых выплат, необходимости продления фрахта судов, очистки нефти и возможно, ее утилизации.
Потребители в Китае отказались принимать загрязненную российскую нефть, предписав Vitol вернуть груз в Европу.
Российские трейдеры готовы предложить скидки до 15 долларов за баррель, но мало желающих купить некондиционную нефть.
Миллионные убытки терпят грузоотправители за счет демереджа — непредвиденного продления времени фрахтования танкерного тоннажа.
При этом Минэнерго России и Транснефть никак не комментируют ситуацию. А она позорная.
В конце апреля нефтетрейдеры из балтийского порта Усть-Луга и конечные получатели нефти из трубопровода «Дружба» в Беларуси, Украине, Германии, Польше, Венгрии, Словакии и Чехию обнаружили на входе в нефтехранилища НПЗ превышение содержания содержание хлорида в нефти в 10-20 раз выше нормы.
Вскоре российская трубопроводная монополия Транснефть пообещала выплатить компенсацию российским производителям, таким как Роснефть, Сургутнефтегаз, а также Казахстану, чья нефть следовала транзитом в Европу.
Эти производители, в свою очередь, должны компенсировать убытки западным покупателям, включая таких крупных нефтетрейдеров, как Vitol, Glencore, Trafigura и нефтяным гигантам Total, Shell, BP, Eni и PKN Orlen.
У наших сказочных нефтеменеджеров были определенные надежды, что Китай и Индия приобретут хотя бы 800 000 тонн загрязненной нефти. Ничего подобного не случилось.
Китайские таможенные органы категорически запретили покупателям брать сырье с содержанием органического хлорида выше российского стандарта – 10 частей на миллион. В загрязненной нефти оказалось 100-200 промилле!
Крупный танкер класс Suezmax «Chios I», зафрахтованный компанией Vitol, в течение месяца кружил вокруг Суэца, в ожидании получения «добро» на выгрузку в Китае, но теперь вынужден возвратиться в Европу, не имея конечного покупателя загрязненной российской нефти.
Другой танкер, принадлежащий Vitol, и тоже класса Suezmax, «Sonangol Rangel», перевозивший 140 000 тонн загрязненной российской нефти марки Urals, следовал в китайский Далян под выгрузку для компании Bora Group, но прервал маршрут и сейчас стоит в ожидании возможного покупателя груза на рейде Малакки.
Очень крупный перевозчик сырой нефти (VLCC) супертанкер дедвейтом 270 000 тонн, «Amyntas», зафрахтованный компанией Glencore, также вместо выгрузки в Китае будет дислоцироваться с грузом загрязненной нефти на рейде Сингапура.
Единственно, танкеру компании Sinopec было разрешено встать под выгрузку. VLCC «New Comfort», с 2 миллионами баррелей нефти, выгрузился в порту Нинбо-Чжоушань в восточном Китае 12 июня и только потому, что нефть была приобретена в начале апреля, до появления информации о загрязнении.
В Европе нашлись единицы покупателей, рискнувших переработать загрязненную российскую нефть: испанская Repsol, шведская Preem, финская Neste Oil.
По данным трейдеров, они взяли на переработку 600 000 тонн российской загрязненной нефти.
Стоит добавить, что Россия является вторым по величине экспортером сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии.
Впрочем, убытки привычно перекладываются на плечи российских потребителей нефтепродуктов.
Таким образом, стоит ожидать внеочередного роста цен на бензин и дизтопливо внутри страны.