С наступлением новогодних и рождественских праздников ожидаемо возрастет грузопоток россиян на внутренних авиарейсах. В этой связи им полезно будет знать о состоянии гражданского воздушного флота на конец 2023 года.
На данный момент парк отечественной авиации России насчитывает 1 302 воздушных судна, из которых 1 167 – пассажирские авиалайнеры.
Цифры демонстрируют небольшое увеличение парка по сравнению с показателями, представленными в апреле 2022 года, когда гражданский воздушный флот страны насчитывал 1 287 коммерческих самолетов, включая 1 101 пассажирский: 67,1% – воздушные суда иностранного производства с долей пассажирооборота 95%.
С началом СВО Владимира Путина в Украине в феврале 2022 года и последовавшими следом санкциями коллективного Запада, Boeing и Airbus приостановили поставки запасных частей в Россию, прекратили техническое обслуживание самолетов российских авиакомпаний.
Санкции также привели к расторжению договоров лизинга и пессимизации руководителей отдельных российских авиакомпаний.
В сентябре Международная организация гражданской авиации (ИКАО) вывесила “красный флаг”, сигнализируя об опасениях по поводу авиационной безопасности России.
В майском отчете этой организации отмечалось снижение требований к безопасности полетов из-за нехватки запасных частей.
Совсем недавно авиакомпании в России обратились к агентствам с просьбой продлить срок технической службы пассажирских самолетов Ан-24 и Ан-26, поскольку срок эксплуатации многих из этих самолетов подходит к концу.
К этому времени украинская разведка провела кибероперацию против Росавиации, получив секретные документы от Министерства транспорта России, из которых следует, что в январе 2023 года российская гражданская авиация зарегистрировала 185 авиационных происшествий.
Примерно треть из них классифицированы, как инциденты различной степени опасности.
При этом, российский ближнемагистральный самолет “Сухой суперджет” лидировал с 34 инцидентами.
За первые девять месяцев 2023 года в России было зафиксировано 150 случаев неисправностей воздушных судов по сравнению с 50 за аналогичный период 2022 года, что демонстрирует утроение числа инцидентов.
При этом, критически важные компоненты самолетов, такие как двигатели, шасси, гидравлические системы, закрылки и программное обеспечение, остаются уязвимыми областями российской авиации.
Сталкиваясь с трудностями в обслуживании высоколетящих самолетов, руководство РФ пытается переложить техническое обслуживание самолетов на Иран, где такие работы проводятся без надлежащей сертификации.
Россияне могут оценить риски полетов с учетом того, что по состоянию на март 2022 года в стране насчитывалось около 820 гражданских самолетов иностранного производства, причем только около 10% из них на тот момент прошли несертифицированный ремонт с использованием нестандартных запасных частей.
В настоящее время почти 70% парка подверглось такому несертифицированному “обслуживанию”.
Нехватка запасных частей привела к практике, известной в России как “авиационный каннибализм”, когда одни самолеты разбираются для ремонта других. Соответственно, к середине 2023 года более 35% самолетов в России прошли этот процесс.
Что касается малой авиации, то издесь положение не лучше.
Значительное число самолетов Ан-2 советской постройки поставлены на прикол из-за того, что Польша не поставляет к ним двигатели из-за санкций.
А в большой авиации, только в январе 2023 года среди 220 самолетов Airbus в России было зафиксировано 19 различных неисправностей, в том числе 17 случаев задымления на 9 самолетах, используемых компанией «Аэрофлот».
Из 230 авиалайнеров Boeing, используемых в России, на 33 произошли технические сбои в различных системах самолета.
Примерно каждый седьмой бразильский самолет Embraer не соответствовал условиям эксплуатации в России, причем 21 из них находится в России.
Эти тревожные данные подчеркивают существенные проблемы, с которыми сталкивается сектор гражданской авиации России, пораженный санкциями коллективного Запада.