01.10.2022

Норвежцы видят в российских рыбаках шпионов и диверсантов

Члены экипажа мурманского траулера “Мелькарт-5” были оштрафованы транспортной полицией Норвегии после того, как они спустили на воду небольшую лодку и покинули район гавани в Киркенесе.

Норвегия — единственная страна, ассоциированная с ЕС, разрешающая российским рыболовным судам заходы в свои порты, хотя не исключено введение запрета. Так, глава Либеральной партии Гури Мелби, член парламентского комитета по иностранным делам и обороне, считает, что российские рыболовецкие суда в норвежских портах, безусловно, представляют угрозу безопасности страны.

— Создается впечатление, что правительство не понимает потенциальной угрозы, которую представляют российские траулеры в таком важном районе НАТО», — пожаловалась она репортеру Barents Observer.

Не ограничиваясь сетованиями, Гури Мелби активно призывает правительство последовать примеру ЕС в вопросе запрета на заходы российских рыболовецких судов в порты Норвегии.

— Владимр Путин лично подписал новую морскую доктрину, в которой определенно указывается, что рыболовецкие суда являются частью военного потенциала страны. Это само по себе должно быть достаточным доказательством того, что траулерам не следует разрешать заходить в норвежские порты, — заявляет она.

В июле этого года российский траулер “Мелькарт-5” прибыл на верфь «КИМЕК» в Киркенесе.

В соответствии с норвежскими правилами морякам разрешается выходить на берег без проверок на въезде или выезде, но они должны оставаться в географически ограниченной зоне, определяемой начальником полиции.

В действительности, обеспечение соблюдения правил в большинстве случаев основано на доверии и отсутствии физического контроля.

17 июля российские моряки самовольно спустили на воду небольшую лодку и отправились в Лангфьорден в направлении моста Стреммен, единственной дороги, соединяющей район Киркенеса с остальной Норвегией.

-Я могу подтвердить, что моряки российского траулера «Мелькарт-5», были оштрафованы за нарушение правил отпуска на берег, когда они причалили на небольшой лодке к мосту Стреммен», — отмечает начальник полиции Финнмарка Эллен Катрин Хетта.

Симптоматично, что во время холодной войны норвежским военным было поручено взорвать именно этот мост в качестве меры замедления вторжения войск: в последние месяцы часто можно видеть учения солдат из гарнизона Сер-Варангер возле этого моста.

Мешки с песком размещены на берегу с западной стороны моста, что выглядит как подготовка к быстрому созданию укрытия.

В нескольких метрах вверх по склону находится укрепленная траншея с мешками с песком, служащая укрытием для стрелков.

Мост Стреммен, несомненно, является стратегически важной инфраструктурой в случае военного конфликта в районе границы Норвегии с сильно милитаризованным Кольским полуостровом, однако сомнительно, чтобы российские рыбаки причалили к мосту с целью взорвать его.

Скорее всего, моряки отправились за провизией и спиртным.

Между тем, истерия налицо.

Этой весной правительство выделило дополнительные 100 миллионов крон (10 миллионов евро), предназначенные для охоты на шпионов, борьбы с гибридными угрозами и увеличения численности полицейского персонала в северной Норвегии.

— Мы должны предотвращать, выявлять и противодействовать разведке, саботажу и влиянию со стороны иностранных государств, — заявила репортеру Barents Observer министр юстиции и общественной безопасности Эмили Энгер Мель.

В этих обстоятельствах неудивительно, что начальник полиции Финнмарка Эллен Катрин Хетта не устает заверять общественность, что ее сотрудники держат ухо востро, в том числе из-за меняющихся угроз безопасности, возникших после 24 февраля, когда силы Путина жестоко атаковали Украину.

— Полиция следит за всеми действиями и осведомлена о ежегодной оценке угроз Службой безопасности полиции (PST), в которой также фигурирует Россия”, — подчёркивает Эллен Катрин Хетта.

Соответственно, сотрудники полиции полиция опрашивают всех владельцев объектов критической инфраструктуры и находятся постоянно на связи с представителями оборонного ведомства.

В отношении российских моряков главная претензия состоит в том, что правительство Норвегии не может контролировать, кто и что находится на борту российских траулеров, которым разрешено заходить в норвежские порты.

— Либо они не проверяют, либо точно знают, что происходит, но предпочли ничего с этим не делать. Оба варианта одинаково плохи, — жалуется Мелби.

И настаивает, что сейчас как никогда важно, чтобы Норвегия оставалась вместе с соседними странами и ЕС во время войны в Европе.

— Требуются чрезвычайно мощные санкции, и все страны, без исключения, должны согласиться на это. Правительство не может продолжать подрывать санкции ЕС, поэтому очевидно, что Норвегия должна иметь такой же запрет на порты, как и ЕС, — ясно дает понять Гури Мелби.

Впрочем, в конце апреля правительство объявило, что последует решению Европейского союза закрыть морские порты для российских судов, но сделало исключение для рыболовецких судов, хотя ни одна другая европейская страна сегодня не разрешает российским траулерам заходить в их порты.

Влиятельная газета Норвегии, освещающая проблемы рыболовства, Fiskeribladet, в эти выходные опубликовала решительное обращение к правительству с призывом запретить российские суда.

«На наш взгляд, плохо, что Норвегия со своей политикой пожимает руку крупным российским рыболовецким олигархам, а значит, на практике и российской военной машине”, — говорится в редакционной статье.

С начала года российские рыболовные суда выгрузили в портах Норвегии около 90 000 тонн рыбы на сумму 1,5 миллиарда крон (150 миллионов евро).

По данным Fiskeribladet, это на 415 миллионов крон (41 миллион евро) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Негативные отношения к русским подогревают и частые инциденты.

В начале января 2022 года в Гренландском море к западу от Шпицбергена был перерезан один из двух подводных волоконно-оптических кабелей, соединяющих Шпицберген с материковой Норвегией. Месяц спустя предварительное полицейское расследование пришло к выводу, что авария была вызвана вмешательством извне.

Подводный кабель эксплуатируется компанией Space Norway, а также обслуживает парк SvalSat из более чем 100 спутниковых антенн.

Сегодня SvalSat является крупнейшей в мире коммерческой наземной станцией с клиентами по всему миру.

Его расположение на 78° северной широты, на полпути между материковой Норвегией и Северным полюсом, дает станции уникальное положение для обеспечения поддержки операторов спутников на полярной орбите на всей орбите.

Данные АИС-слежения, опубликованные в более подробной статье Норвежской телерадиовещательной корпорации NRK за период с 5 по 9 января, также свидетельствуют, что четыре российских рыболовных судна, в том числе «Мелькарт-5», пересекали акваторию туда и обратно параллельно расположению кабеля.

Разрыв был обнаружен 7 января.

Выяснилось, что на протяжении несколько дней до и после обнаружения обрыва траулер “Мелкарт-5” прошел вдоль маршрута прокладки кабеля 20 раз. При этом представитель судовладельца Murman Seafood заявил NRK, что они не имеют никакого отношения к проблемному волоконно-оптическому кабелю.

Позже, при заходе в порт Ботсфьорда, экипаж был допрошен норвежской полицией, но дело не был дан ход, видимо из-за отсутствия улик и других доказательств.

На само Шпицбергене тоже ощущается заметное похолодание в российско-норвежских отношениях, поэтому ни за что нельзя поручиться, что разрешения на заходы российских рыболовецких судов в порты Норвегии «устоит» до конца года.

Между тем, совсем другой мост сегодня рухнул в Норвегии, спустя 10 лет после ввода в эксплуатацию.

Заметим, что никто из русских к нему не притрагивался: почти 150 – метровое сооружение из дерева и стали рухнуло в реку Гудбрандсдалслааген в момент, когда через него проезжал грузовик.

Спасателем пришлось вызвать вертолет, чтобы доставить пострадавшего на берег.

Полицейские небольшого городка Треттен прибыли к месту происшествия сразу после 7.30 утра по местному времени.

Согласно рапорту, спасены были два водителя транспорта.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика