Важнейший водный путь Западной Европы стал недоступен для навигации судов. В минувшее воскресенье глубина Рейна снизилась до 49 сантиметров в Каубе, узком месте на 1 200-километровом протяжении реки.
Рейн, соединяющий мегапорты Роттердам и Антверпен с промышленным центром Германии и Швейцарией, не имеющей выхода к морю, не в состоянии питать заводы и фабрики европы необходимыми «жизненными» соками.
Это насущная проблема для крупных отраслей промышленности, но она также препятствует планам ЕС по увеличению перевозок грузов по водным путям на 25 процентов к 2030 году и на 50 процентов к 2050 году в рамках усилий по сокращению выбросов углекислого газа в транспортном секторе.
“Если засуха не прекратится, то у нас возникнут большие проблемы”, – жалуется Марк Даниэль Хайнц, глава секретариата Международной комиссии по охране Рейна (ICPR), организации, через которую страны координируют усилия по сокращению загрязнения.
Ситуацию способны исправить только продолжительные проливные дожди, которые не прогнозируются в течение следующих двух недель.
В этих обстоятельствах уровень реки в Каубе может опуститься ниже рекордного в 25 см, зафиксированного в 2018 году.
Капитально обмелевший Рейн, тогда вынудил на несколько недель переключить перевозки на железные и автомобильные дороги, что дорого и неэффективно.
Природа играет злую шутку с рекой, когда высокая инфляция, глобальный кризис в цепочке поставок и надвигающаяся газовая пустота, прибавляют головной боли политикам, а главное населению Европы.
Крупнейшая в ФРГ энергетическая компания Germany Inc. уже предупредила потребителей о снижении выработки на угольных электростанциях из-за проблем с транспортировкой угля по реке.
В 2020 году исследователи из Кильского института мировой экономики подсчитали, что месяц низкого уровня воды на Рейне сократит объем промышленного производства Германии примерно на 1 процент.
Как правило, по словам Хайнца, Рейн достигает самого высокого уровня воды весной и в начале лета, а самого низкого – осенью, но эта картина быстро меняется.
За рекордно низким уровнем в 2018 году последовал необычно высокий уровень воды прошлым летом, что вынудило судоходство временно остановиться в некоторых районах.
Малое количество осадков и таяние горных ледников – две главные причины экстремальных явлений.
Между тем, ежегодно по Рейну между Базелем, где встречаются Швейцария, Германия и Франция, и Северным морем перевозится более 300 миллионов тонн грузов.
Около 80 процентов всех водных перевозок в пределах Германии, через которую также протекают Эльба, Рур и Дунай, осуществляется также по Рейну.
В условиях малой воды, суда грузоподъемностью 6 000 тонн вынуждены брать на борт всего 800 тонн груза, что создает гигантскую проблему, например, для промышленного гиганта BASF.
Валеска Шесслер, представитель BASF, отмечает, что уровень воды в Рейне пока не повлиял на производительность, но в ближайшие две недели глубина может снизиться до 35 сантиметров и тогда “некоторые типы судов вынуждены будт встать на прикол, а другие работать с уменьшенной нагрузкой”.
После рекордного обмеления Рейна в 2018 году специальное подразделение BASF договорилось о шестинедельной службе прогнозирования с Федеральным институтом гидрологии Германии, чтобы улучшить планирование навигации судов компании.
Руководство BASF также пополнило свой флот плоскодонками, способными работать на критическом мелководье.
– В прошлом году было введено в эксплуатацию судно Gas94, которое способно перевозить природный газ даже тогда, когда уровень воды в Каубе достигает 30 сантиметров, – говорит Валеска Шесслер.
Но без значительных дождей и такого типа суда станут непригодными для навигации на Рейне.