Выразительной тенденцией ушедшего года стала орбанизация мира, когда в ЕС и США политики начали прибегать к откровенному шантажу для достижения своих корыстных целей.
Шантаж венгерского лидера Виктора Орбана, блокирующего мнение большинства, в частности, по предоставлению Украине финансово помощи, равно, как и поведение республиканцев в Конгрессе США, увязывающих военную помощь Украине с политикой Байдена в отношении мигрантов, развязали руки подобным проявлением по всему миру.
Собственно, террористические действия хуситов в регионе Красного моря тоже можно квалифицировать, как шантаж по подрыву мировой экономики.
Декабрьское решение Европейской Комиссии разблокировать 10,2 миллиарда евро из фондов сплочения для Венгрии, чтобы премьер-министр Виктор Орбан воздержался от препятствования переговорам о вступлении Украины в ЕС означает уступки шантажисту, со всеми негативными последствиями.
Некоторые обвинили Комиссию в том, что она отказывается от своей роли хранителя договоров ЕС и вместо этого становится “комнатной собачкой государств-членов”, как выразилась депутат Европарламента Софи ин’т Вельд.
Ее коллега из “Зеленых” Даниэль Фройнд назвал стратегию неустойчивой, отметив, что “у Орбана все еще будет 72 возможности наложить вето на членство Украины в ЕС. Теперь он знает себе цену. И дешевле он не станет”.
Таким образом, можно констатировать, что шантаж идет рука об руку с коррупцией, которая распространена по всей посткоммунистической Восточной Европе, а не только в Венгрии.
Например, новое польское правительство стремится отменить политизацию государственных СМИ и судов страны при предыдущем правительстве партии “Право и справедливость” (PiS) — хотя этот по своей сути политизированный процесс вызывает незначительную критику со стороны европейских институтов.
Если весь ЕС, за исключением Венгрии, полон решимости помочь государственным финансам Украины пережить следующие три года, то нет причин для очередного раунда переговоров с Будапештом на предстоящем заседании Совета по поводу предоставления Украине кредита в размере 50 миллиардов евро.
Правительства 26 стран при поддержке Комиссии могли бы добиться этого посредством межправительственного договора, который оставил бы Венгрию закрытой — во многом как в случае с Европейским механизмом стабильности.
Дальнейшая актуальность ЕС зависит не только от будущего Украины, но и от того, насколько хорошо Евросоюз сможет адаптироваться к реальности, где правительства, подобные венгерскому, остаются постоянной чертой его политического ландшафта.
Даже если есть пределы компромиссу с Орбаном, возвращение к своду судебных правил, столь любимому европейскими парламентариями, ни к чему не приведет.
Под этим углом можно рассматривать решение Европарламента, призвавшего Совет ЕС активизировать седьмую статью договора, предусматривающую ограничение права голоса Венгрии из-за нарушения верховенства права.
Вместо слов – нужны посадки. За шантаж и коррупцию.