Снижение привлекательности карьеры в море, в сочетании с c ростом мирового торгового флота ведет к нехватке офицеров.
Уже сейчас дефицит персонала составляет около трех процентов от общемирового резерва, однако к 2026 году ожидается, что разрыв между спросом и предложением увеличится до дефицита, равного более чем пяти процентам глобального кадрового резерва, и самого высокого уровня с 2013 года.
По оценкам экспертов, за пять лет до 2016 года численность моряков, доступных для комплектования экипажей мирового торгового флота, росло в среднем на 2,7 процента в год, но за последние пять лет этот темп роста сократился всего до 0,5 процента в год.
На этом фоне, санкции, вызванные вторжением России в Украину 24 февраля могут осложнить ситуацию с наймом российских и украинских моряков на суда Западных компаний.
В последнем случае – дефицит вызван обязанностью проходить военную службу, которая до сих пор не отменена для моряков дальнего плавания из Украины.
Уже в марте операции с Россией и частично с Украиной приостановили ведущие контейнерные линии: Maersk, MSC, CMA CGM.
За ними потянулись: Ocean Network Express (ONE – K Line, MOL и NYK), Hapag Lloyd, Höegh Autoliners, а также судостроительные компании Damen, Wartsila и основные Регистры судоходства – DNV, Lloyd’s Register и ABS.
Большим ударом стало решение крупнейших энергетических компаний BP и Equinor выйти из российского бизнеса.
Не будет делать новых инвестиций в России и выходит из огромного проекта “Сахалин-1” ТНК Exxon.
Shell также объявила о своем намерении отказаться от российской нефти и газа, а руководство Total Energies, имеющее давние и тесные связи с РФ, подтвердило, что больше не будет предоставлять капитал для новых проектов в России.
Конкретно, для российских моряков «подфлажников» большой потерей будет отказ сотрудничать со стороны таких известных крюинговых агентств, как кипрская Columbia Shipmanagement, греческая V.Ships, норвежская Wilson и многих других.
Прежде, компании, управляющие судами, как правило, избегали любого приостановления деятельности в любой стране, вместо этого призывая к миру и предлагая поддержку пострадавшим морякам и их семьям, но сейчас политика может диктовать иные решения.
В любом случае, российским морякам следует быть готовыми, что их знания и опыт понадобятся для работы на берегу.