В минувший четверг грузовое судно Apache под мальтийским флагом, подверглось обстрелу со стороны России, направляясь в осажденный порт Мариуполь.
Получив повреждение от разрыва снаряда на корме, сухогруз был отбуксирован в порт Ейска с невредимым экипажем на борту.
Сухогруз 1991 года постройки, принадлежащий турецкой компании Misha Shipping Agency & Trade, может надолго выбыть из коммерческого оборота.
Как и ледокол “Капитан Белоусов”, принадлежащий администрации Мариупольского порта, который также был обстрелян и получил повреждения.
К несчастью, один член экипажа погиб и еще несколько моряков получили ранения.
К настоящему времени за первые 47 дней боевых действий в Украине 10 торговых судов получили повреждения от артобстрелов или столкновения с минами.
Пока подтверждена гибель двух моряков, хотя не исключены дальнейшие жертвы.
Но несмотря на опасную обстановку в зоне боевых действий, в акваторию Черного и Азовского морей продолжают следовать сотни судов.
Главы Международной организации труда (МОТ) и Международной морской организации (ИМО) призвали в минувшую пятницу к экстренным мерам по защите моряков и судов, оказавшихся в опасных водах.
В совместном письме главам Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), Международного комитета Красного Креста (МККК) и организации “Врачи без границ” (MSF) генеральный директор МОТ Гай Райдер и генеральный секретарь ИМО Китак Лим с тревогой отметили бедственное положение моряков на более чем 100 торговых судов, которые не могут покинуть порты Украины и близлежащие воды.
По данным ИМО, в ловушке оказались до 1 000 членов экипажей судов из различных стран мира.
“Помимо опасностей, возникающих в результате бомбардировок, многие из соответствующих кораблей в настоящее время испытывают нехватку продовольствия, топлива, пресной воды и других жизненно важных предметов снабжения. В результате положение моряков из многих стран становится все более невыносимым, что представляет серьезную опасность для их здоровья и благополучия”, – говорится в письме морского руководства.
В нем же содержится просьба к трем агентствам “принять срочные меры” для оказания помощи в переоборудовании соответствующих судов с жизненно важными предметами снабжения, необходимыми морякам на борту.
В связи с сообщениями о дрейфующих минах в этом районе, а также растущим присутствием российского военно-морского флота страховщики все чаще делают транзиты экономически нежизнеспособными: агентство Bloomberg сообщает, что страховщики теперь взимают до 10% от стоимости корпуса судна в виде дополнительных премий за военные риски.
Также растет давление на крупные энергетические компании в целях полного отказа от российских товаров. Олег Устенко, экономический советник президента Украины Владимира Зеленского, направил оращение крупным нефтетрейдерам Vitol, Trafigura, Glencore и Gunvor с просьбой прекратить обработку того, что он назвал “кровавыми деньгами”, в то время как Reuters сообщает, что даже государственные нефтеперерабатывающие заводы Китая – Sinopec, CNOOC, PetroChina и Sinochem приняли решение воздержаться от импорта российской нефти по новым контрактам.
Между тем, в опубликованном вчера отчете Всемирного банка говорится, что объем производства в Украине, вероятно, сократится на 45,1% в этом году.
Руководство банка предупредило, что в связи с блокадой черноморских портов на юге Украины и хаосом, нанесенным промышленности на востоке, ВВП Украины, по прогнозам, сократится почти вдвое в 2022 году.
Потери ВВП России оцениваются другими экспертами в 10-15% в 2022 году.