Многочисленные жалобы моряков и членов их семей, лишенных возможности возвращения к родным после отработки оговорённого контрактом времени, на протяжении почти двух лет не нашли никакого решения со стороны международной бюрократии.
Ссылаясь на проблемы с ковидом, моряки искусственно удерживаются на судах, перерабатывая по нескольку месяцев, сверх установленных сроков.
Наблюдаются случаи, когда экипажи судов, находящихся в море более 9 месяцев, не могут получить замену.
Карантины в морских портах, на аэровокзалах, другие трансграничные препоны срывают сроки замены экипажей, по причине чего некоторые моряки даже сходят с ума или получают серьезные нервные заболевания.
По оценкам экспертов, в настоящее время, не менее 200 000 членов экипажей судов торгового и рыбопромыслового флота, остаются без замены.
Наконец крупнейшие компании, такие, как Unilever Plc, пользующиеся услугами мирового торгового флота, начинают внедрять инструментарий для аудита своих цепочек поставок, с целью помочь морякам вернуться домой.
В конце этой недели стартует программа, которая обязывает компании, которые размещают грузы в морских контейнерах, решить проблемы, связанные с введенными правительством ограничениями на смену экипажа.
Ожидается, что программа — часть проекта Глобального договора ООН — также будет одобрена влиятельным Форумом потребительских товаров, органом, членами которого являются сотни крупнейших потребительских компаний мира, включая Coca-Cola Co., Marks & Spencer Group Plc и Nestle SA.
“Все предприятия, от многонациональных фирм до глобальных брендов, несут ответственность за соблюдение прав человека моряков как работников в своей цепочке поставок”, – считает Стурла Хенриксен, специальный советник по вопросам Глобального договора ООН по вопросам моря.
“Существует огромный разрыв между стремлениями бизнеса и действиями бизнеса в области прав человека. Предложенная программа стремится решить эту проблему”.
Суть ее заключается в том, что любой компании, которая размещает какой-либо груз на судах, будет предложено использовать контрольный список, который включает в себя обращение к судовладельцам и тем, кто арендует места на судах, с просьбой поддержать изменения в экипаже и обеспечить, чтобы в контракты не добавлялись положения, препятствующие ограничению сроков пребывания моряка на судне.
Брендам также рекомендуется сотрудничать с профсоюзом и судоходной палатой, чтобы запросить детальный аудит их цепочки поставок — вплоть до судов, которые используются для перевозки их грузов в рамках инициативы по должной осмотрительности в области прав человека.
Компания Unilever, которая, как и Bloomberg, смогла ознакомиться с деталями программы до ее запуска, планирует принять инструментарий, по словам главного директора по цепочкам поставок Марка Энгеля.
В прошлом году компания обратилась с открытым письмом, призывающее мировых лидеров помочь застрявшим морякам.
«Эта последняя инициатива излагает практические, конкретные шаги, которые могут предпринять все предприятия, чтобы убедиться, что их морская логистика отвечает требованиям прав человека», – уверен Энгель.
Он считает, что набор инструментов должен побудить к некоторым откровенным дискуссиям с поставщиками, а также стимулировать диалог о расходах в судоходной отрасли, которая фрагментирована и часто использует сеть судовладельцев, фрахтователей и брокеров.
С началом пандемии коронавируса многие страны и их правительства либо прекратили, либо ограничили доступ судов в порты для проведения смены экипажей, в попытке предотвратить распространение Covid.
Расследование Bloomberg, опубликованное в сентябре, выявило многочисленные нарушения международного морского права, призванного защитить моряков, включая обвинения в неоплачиваемой сверхурочной работе и недостаточной медицинской помощи.
Есть опасения, что правительства могут снова ужесточить ограничения, поскольку страны пытаются содержать мутантные штаммы вирусов.
Международная палата судоходства, отраслевая ассоциация, представляющая интересы судовладельцев, поддерживает новую инициативу, заявил генеральный секретарь Гай Платтен.
“Кризис смены экипажа еще далек от завершения”, – пожаловался он.
Интересно, что крупный ритейлер модной одежды TFG London провел расследование своей цепочки поставок в 2020 году, запросив у своих партнеров по судоходству подробную карту логистической сети на море.
Затем руководство компании обратилось за помощью к Союзу моряков для проведения проверок благосостояния некоторых судов, перевозящих ее груз.
Компания обнаружила, что пять судов не имели соглашений с профсоюзом.
“Мы чувствовали себя бессильными действовать, поскольку у нас не было значимых инструментов или рычагов для реагирования на этот кризис”, – пожаловалась Франческа Мангано, исполнительный директор по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию TFG London.
“Предлагаемая программа настроена на изменения”.
Между тем, по здравому размышлению, наивно ожидать радикальных изменений в судьбах моряков до тех пор, пока международная бюрократия не приравняет статус паспорта моряка к дипломатическому паспорту, исходя из элементарной логики, согласно которой рабочим местом моряка служит мировой океан, а следовательно, и весь Земной шар.
И даже в отличие от дипломатических работников, привязанных за рубежом лишь к одному месту службы, моряки торгового флота никогда не знают в какой географической точке мира им придется делать свою нелегкую работу.
Однако, нет ничего похожего, чтобы статусу паспорта моряка был придан подобающий вес, к которому прилагаются соответствующие преференции и прежде всего, в части свободного пересечения государственных границ.