Никто из ответственных политологов не станет отрицать, что ушедший 2023 год, характеризовался повышенной дестабилизацией в мире. Проблемы затронули и мировую судоходную отрасль. Так, число вооруженных нападений на суда в Азии и вблизи Сингапура увеличилось на 19% в 2023 году. Особенно распоясались бандиты в регионе вокруг Сингапурского и Малаккского проливов.
Усилий ReCAAP (Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем) явно недостаточно для искоренения организованных преступных группировок, действующих в районе вокруг Сингапура.
Данные свидетельствуют о почти 20-процентном увеличении числа вооруженных ограблений в течение 2023 года, в частности, о большем количестве инцидентов, в которых преступники были вооружены ножами, и семи случаях, когда члены экипажа были связаны.
В 2023 году произошло в общей сложности 99 инцидентов и одна попытка против 84 в 2022 году.
При этом, на район вокруг Сингапура и Малаккский пролив пришлось две трети или в общей сложности 63 сообщения тревоги в 2023 году, по сравнению с 55 инцидентами в 2022 году.
Другие регионы, где наблюдался рост, включали Индонезию, Филиппины, Таиланд и Вьетнам, в то время как в Бангладеш и Малайзии количество сообщений о случаях пиратства сократилось.
“Хотя общее число случаев вооруженных ограблений судов в Азии, о которых сообщалось в 2023 году, увеличилось на 19 процентов по сравнению с 2022 годом, соответствующими прибрежными государствами также было произведено несколько арестов преступников в различных частях Азии. Эти аресты служат сдерживающим фактором и посылают сильный сигнал организованным преступным группировкам о том, что любые акты вооруженного ограбления судов в Азии будут пресекаться”, – фиксирует ReCAAP в своем ежегодном отчете.
Проведя соответствующий анализ, эксперты ReCAAP классифицируют эту деятельность в основном как наименее серьезный уровень инцидентов более чем в половине всех сообщений и отмечают, что все названные случаи были вооруженным разбоем.
Они определяют пиратство, как происходящее только в открытом море, отмечая, что все инциденты произошли в прибрежных водах.
При этом, с января 2020 года в регионе не поступало сообщений о похищении членов экипажа с целью получения выкупа.
Таким образом, несмотря на общий рост морских преступлений, благодаря вмешательству и правоприменению со стороны местных властей количество сообщений об инцидентах достигло пика во втором квартале – 34 инцидента.
В четвертом квартале этот показатель снизился до 16, что можно квалифицировать, как положительный рекорд за последние пять лет.
В каждом из двух кварталов 2021 года произошло по 17 инцидентов, а в одном квартале 2020 года – 18. Единственным более низким показателем за последние пять лет было 10 сообщений в первом квартале 2019 года.
Классифицируя преступные действия пиратов, отмечается, что большинство случаев приходятся на грабежи.
Злоумышленники чаще всего крадут запчасти для двигателей. Однако в трети случаев преступники убегают с пустыми руками.
Сообщалось только об одном серьезном ранении в районе Сингапура и Малаккского пролива, в то время как в 53 из 63 сообщений пострадавших не было.
Ограбления обычно совершаются в темное время суток группами от четырех до шести человек, как правило, вооруженных ножами и злоумышленники поднимаются на борт во время хода судна.
Отчеты показали, что большинство инцидентов произошло на восточных полосах разделения движения вокруг Сингапура.
Инциденты сгруппированы в районах вблизи входа в пролив и по мере приближения судов к восточной оконечности пролива.
Наибольшее количество (44) сообщений поступило от капитанов сухогрузов.
Таким образом, руководство ReCAAP приходит к выводу, что укрепление оперативного сотрудничества и обмена информацией между прибрежными государствами привело к нескольким арестам преступников.
В отчете отмечается, что прибрежные государства активизировали правоохранительные усилия как на суше, так и на море, помогая обратить вспять тенденцию увеличения числа грабежей в первой половине 2023 года.