С наступлением весенне-летнего сезона 2023 на Кипре состоялся ряд саммитов, посвященных проблеме управления плавсоставом, в частности для экипажей судов под флагом Кипра.
По здравому размышлению, среди участников столь важных форумов можно было ожидать и представителей российских крюингов, но ничего подобного не случилась.
Нигде, ни на одной панели не были отмечены представители, отражающие интересы российских моряков подфлажников.
Между тем, в создавшейся на начало лета 2023 года ситуации, информация о перспективах для российских моряков в продолжении их работы на судах Западных компаний была бы отнюдь не лишней.
В этой связи, стоит напомнить, что в огромной степени, именно благодаря усилиям греческих судовладельцев, российские моряки торгового флота получили возможность выхода на глобальный морской трудовой рынок в годы перестройки.
Стоит напомнить, что уже в апреле 2022 года, с введением против России различных санкций, Кипр ускорил открытие банковских счетов для моряков, чтобы российские, украинские и белорусские члены экипажей судов под Кипрским флагом могли сохранить доступ к заработанной ими валюте.
Огромная заслуга в этом принадлежит Ассоциации судовладельцев ЕС ECSA и ее президента Филиппоса Филиса.
Им была выделена важность заботливого отношения к нуждам моряков в условиях украинского кризиса.
— Моряки являются ключевыми работниками и находятся в центре европейской экономики. Они неустанно трудились, доставляя наши товары, и пошли на экстраординарные жертвы, чтобы поддержать нашу экономику в течение последних двух лет пандемии, — отметил президент ECSA Филиппос Филис.
— Украинские моряки уже испытывают на себе последствия этой быстро развивающейся ситуации, когда у членов экипажей заканчивается срок их контрактов, и им не разрешается возвращаться домой.
Предоставление жилья и виз морякам, оказавшимся в затруднительном положении, имеет решающее значение для судовладельцев, поскольку они стремятся поддержать свои экипажи, — добавил он.
И слова греческих судовладельцев не расходились с делом.
Заместитель Министра судоходства распространил циркуляр среди судоходных компаний, работающих под флагом Кипра, о том, что три обычных банка и два учреждения электронных денег (EMIS) положительно отреагировали на запрос Центрального банка Кипра об ускорении открытия счетов и обеспечении безопасности международных банковских переводов.
— Цель состоит в том, чтобы помочь украинским, российским и белорусским морякам, находящимся на борту судов под флагом Кипра, получать заработную плату, производить немедленные выплаты семьям и коммунальным услугам на родине, а также получить международно признанную дебетовую карту, — пояснял заместитель министра Василис Деметриадис в интервью Financial Mirror.
В соответствии с соглашением, Bank of Cyprus, Hellenic Bank и Eurobank запрашивали лишь копию паспорта, заверенную работодателем, или какую-либо форму цифровой идентификации моряка.
Подтверждением адреса могла быть быть копия счета за коммунальные услуги, заверенная работодателем, или письмо от работодателя, подтверждающее адрес проживания моряка.
Два учреждения электронных денег (EMI), работающие на Кипре, также откликнулись, причем ECOMMBX и SEPAGA преуспели в оказании помощи в создании цифровых кошельков для моряков, работающих на судах под флагом Кипра.
Между тем, ситуация, сложившаяся в апреле 2022 года, кардинально отличается от проблем июля 2023 года.
Собачка, как говорится, подросла.
С введением 11-го пакета санкций ЕС окончательно улетучились иллюзии относительно найма российских моряков Западными компаниями.
И хотя их действия не афишируются, реальность такова, что российские моряки подфлажники активно замещаются их коллегами из Индонезии, Панамы, Филиппин и даже из африканских стран.
При этом, не существует сколь-либо надежной статистики, отражающей истинное число российских моряков, работающих под флагом.
Вероятно, правильно ориентироваться на цифру, не превышающую 30 000 плавсостава, как рядовых, так и офицеров.
Понятно, что это капля в море, по сравнению с общим числом работающих в системе мирового торгового флота — 1,892,720 моряков.
При этом, не верно думать, что Западные судовладельцы будут, чохом, одномоментно отказываться от услуг российских моряков подфарников: ценные кадры продолжат работать до пределов возможного.
Российские крюинговые компании тоже проложат цепляться за «жизнь», но многие обанкротятся, ну и комиссия за устройство на работу, по понятным причинам, возрастет.
В целом, ситуация будет разрешаться традиционным для России образом, когда спасение утопающих, дело самих утопающих.
Иначе как объяснить, что на широких просторах Интернета невозможно обнаружить хоть одну организацию, которая отражала бы интересы российских моряков подфлажников?!
Предвидя подобное развитие событий, эксперты Бюро «Инфотекст», на протяжении не менее полутора лет всячески призывали российских моряков подфлажников озаботиться альтернативными вариантами трудоустройства, в частности в секторах морской «зеленой» энергетики.
Сейчас также предлагается опция для трудоустройства на берегу в странах ЕС и Великобритании российским морякам подфлажникам технических специальностей.
Банально, но действительно: под лежачий камень вода не течет.