23.04.2024

Российских детей учат всему хорошему — за исключением русского, английского и математики

Жалобы на существующую систему образования находят подтверждение в результатах специального исследования Счетной палаты РФ.

Масштабный опрос, проведенный экспертами палаты с апреля по сентябрь нынешнего года в рамках анализа возможности реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы затронул более 1,3 тыс. человек из 50 регионов России. Большая часть респондентов пришлась на регионы Москвы, Подмосковья, Краснодарского края, Челябинской и Мурманской областей.

Выяснилось, что полностью качеством преподавания в школах удовлетворены лишь 17,1% опрошенных: люди высказали мнение , что педагоги дают прочные и глубокие знания.

23,1% респондентов посчитали, что, напротив, педагоги лишь отрабатывают часы и не заботятся о полученных ребенком знаниях.

Вместе с тем, большинство участников опроса (56,6%) ответили уклончиво: есть педагоги, прививающие интерес к предмету, а есть те, кто просто проводит урок.

Показательно, что больше всего нареканий у россиян вызывает работа школьных учителей, преподающих иностранные языки (15,3%), математику (14,4%) и русский язык (11%). Остальные предметы, включая химию, физику, биологию и географию, набрали 7–7,5% недовольных голосов.

Большинство родителей, принявших участие в опросе, надеются, что их ребенок после окончания школы будет поступать в ВУЗ (69%), при этом только треть опрошенных (29,6%) выразили уверенность, что поступающему в ВУЗ будет достаточно знаний, которые он приобрел в школе. 70,8% родителей откровенно признались, что им приходится оплачивать дополнительные занятия с репетитором.

По мнению специалистов Рособрнадзора, нет никаких проблем успешной сдачи ЕГЭ, если ребенок добросовестно учится, а учебный процесс в школе организован эффективно.

— Что касается шансов поступления в вузы, надо понимать, что они предъявляют разные требования к проходным тестовым баллам, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. — Есть вузы, которые принимают на бюджетные места тех, кто едва преодолел порог минимальной границы баллов. Но для поступления в ведущие учебные заведения страны участнику ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий результат из-за большого конкурса.

В Минобрнауки РФ «Известиям» сообщили, что потребность в образовании всегда была приоритетом для россиян. В этом году более половины выпускников российских школ (57%) поступили на бюджетные места.

Впрочем, в ведомстве отметили, что детали опроса Счетной палаты «безусловно, будут учтены министерством».

При этом неплохо бы учесть позицию председателя Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина.

По его мнению, откровенное недовольство родителей качеством преподавания математики и русского языка объясняется тем, что эти дисциплины входят в число обязательных для сдачи ЕГЭ. Иностранный язык, хоть и является предметом по выбору, часто необходим для поступления в ВУЗ. Виктор Панин считает, что уровень базовой школьной подготовки не соответствует всё возрастающим требованиям вузов.

— В школах необходимо модернизировать учебные программы, методику преподавания. Детям недодают знаний на уроках, а учителя всё больше выступают в роли контролеров знаний, которые школьники получили самостоятельно, — подчеркивает он.

Другой эксперт — директор московского центра образования «Царицыно» № 548 народный учитель России Ефим Рачевский объясняет результаты опроса особенностями аудитории.

В опросах, как правило, участвуют люди с высоким образовательным уровнем. Они нацелены на то, чтобы их ребенок поступил в вуз, а значит, становятся клиентами частных преподавателей.

– Очень сомневаюсь, что у 70% родителей есть деньги на репетиторов. Я работаю в московской школе, где примерно 300 выпускников. По нашей статистике, в 2016 году с репетиторами занимались 37% из них, — пояснил учитель.

Он считает, что нет однозначного ответа на вопрос о том, достаточно ли школьной подготовки для поступления в вуз.

— У детей разные желания и мотивации для получения знаний, — полагает опытный учитель.

По мнению же большинства респондентов опроса Счетной палаты РФ, результат качественного образования — это сформированная способность учеников к дальнейшему самообразованию (34,7%), успешная сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ (23,4%).

При этом хорошие оценки в школьном журнале имеют значение только для 6,2% респондентов.

Меньшее число опрошенных считают важным формирование активной жизненной позиции (17,2%), получение обширных знаний во всех областях (16,9%).

В целом, результаты опроса свидетельствуют, что взрослое большинство россин пока не утратило здравого смысла, а вот придет ли им на смену поколение «быстрых разумом невтонов» — большой вопрос?!

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика