Группа компаний “Совкомфлот” – крупнейшая судоходная компания России, лидер в области морской транспортировки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также обслуживания морской добычи углеводородов, широко использует теневой флот, вынужденно подстраиваясь к режиму санкций, введенных ЕС, США и Великобританией.
Выступая в начале недели на Национальном нефтегазовом форуме, генеральный директор “Совкомфлота” Игорь Тонковидов, пожаловался, что под санкции попало около восьми процентов экспортирующего углеводороды тоннажа его компании.
По его мнению, санкции коснулись ни только перевозчиков, но и сервисные службы, а также кораблестроение в Российской Федерации.
“В этой связи встает вопрос – сможет ли торговля приспособиться к этому фактору и сможет ли флот, который в большей части сейчас остается не задействованным, возобновить перевозки и тем самым улучшить экономику и обеспечить ту самую стабильность, на которую торговля рассчитывает?”, – задался вопросом Игорь Тонковидов.
Между тем, вызывает удивление его позиция, предполагающая, что теневой танкерный флот компании «Совкомфлот» продолжит операции в существующем режиме, хотя тучи сгущаются и нельзя поручиться, что старым танкерам теневого флота и в дальнейшем дадут возможность эксплуатироваться, например, в Балтийском море.
Поскольку за последний год было зарегистрировано несколько случаев, когда стареющий танкерный флот был близок к катастрофе, в начале апреля министры иностранных дел восьми скандинавско-балтийских стран встретились на шведском острове Готланд с целью выработки методов борьбы с российским теневым флотом.
– Риск экологических аварий существует каждый день, и особенно в районе Балтийского моря, если что-то произойдет, это может быть очень серьезно, – заявила Элина Валтонен, министр иностранных дел Финляндии.
Ее коллега из Швеции Тобиас Биллстрем неделей позже встретился с главой внешнеполитического ведомства Великобритании Дэвидом Кэмероном.
Итогом встречи стало решение поднять вопрос на уровень руководства ЕС.
Соответственно, в британской Guardian появилась информация от Тобиаса Биллстрема.
«Мы все пострадаем, если возникнет серьезная проблема, связанная с столкновением или утечкой нефти с одного из этих судов, которые также во многих случаях не пригодны для плавания или очень близки к тому, чтобы стать таковыми», – указал он, призвав ужесточить требования к работе судов теневого флота.
Социал-демократическая партия Швеции также призвала правительство в Стокгольме подтолкнуть ЕС к совместным действиям против риска экологической катастрофы, которую несет с собой российский теневой флот.
“Мы требуем, чтобы премьер-министр добился в ЕС запрета на заправку теневого флота и перевалку грузов в море. Правительство также должно изучить возможности снижения рисков совместно с E, например, путем усиления надзора или ужесточения требований к лоцманской проводке судов через Эресунн”, – требуют партийные активисты.
Не отстает и Greenpeace.
“Российский теневой флот представляет серьезную угрозу для наших драгоценных морей и береговых линий. На самом деле, эксперты в области судоходства называют это ожидаемой катастрофой. Мы настоятельно призываем шведское правительство прекратить эксплуатацию «Циркона» в шведской исключительной экономической зоне и тем самым лишить российский флот критически важной инфраструктуры, которая финансирует войну в Украине”, – заявил Рольф Линдал, участник кампании “Мир и энергия” в Greenpeace Nordic.
Стоит пояснить, что бункеровщик «Циркон» в районе Готланд, при необходимости, обеспечивает топливом российские суда.
Таким образом, можно предположить, что в недалеком будущем операции российского теневого флота в Балтике будут существенным образом ограничены или даже вовсе прекращены.