В статье «Скоро обозначатся перспективы российских и украинских моряков подфлажников» от 16 июня 2022 года, эксперты Бюро «Инфотекст» предположили, что кулуарно решается отношение ключевых европейских судовладельцев к российским морякам «подфлажникам». Вскоре, предположения об отказе в услугах российских и, в значительной мере, украинских моряков, подтвердились.
На конец августа 2022 года у кадровиков не вызывает сомнений тенденция потери российским моряками подфарниками рабочих мест, в частности за счет действий таких солидных компаний, как Frontline, Wilson, Columbia Ship Management, V.Group, C Transport Maritime (CTM), OSM и многих других.
Менеджеры судов сообщили Seatrade Maritime News, что некоторые владельцы просят заменить российских моряков, поскольку они не хотят быть замеченными в ведении бизнеса с Россией.
И это в условиях, когда в отчете BIMCO о состоянии рабочей силы моряков за 2021 год прогнозируется, что к 2026 году во всем мире потребуется около 90 000квалифицированных судовых офицеров.
Между тем, ICS Diversity Tracker показал, что в последние годы набор плавсостава во всем мире сократился по сравнению с традиционными морскими странами и что показатели выбытия курсантов мореходных училищ высоки.
По мнению специалистов Danica Crewing, нехватка моряков приводит к росту заработной платы и увеличению количества поддельных резюме и росту фальшивых квалификаций.
Дефицит плавсостав возрастает под влиянием российско – украинского конфликта, санкций в отношении России и ограничений, связанных с Covid в Китае.
– Вдобавок к последствиям ситуации на Украине, у нас есть российские моряки, на которых распространяются визовые ограничения и ограничения на поездки, а также новые вспышки коронавируса в Китае, которые помешали многим китайским экипажам присоединиться к судам. В совокупности все это сокращает глобальную доступность экипажей и вызывает кризис набора и укомплектования персонала без каких-либо предварительных условий, – жалуется Хенрик Йенсен, генеральный директор Danica Crewing.
В этих обстоятельствах, неудивительно наблюдать рост расходов на заработную плату.
– Мы констатируем увеличение вознаграждения по всем должностям плавсостава и типам судов. Для некоторых членов экипажей – повышения в зарплате очень существенны, – отмечает Йенсен.
Нехватка моряков также проявляется в том, что некоторые подделывают квалификацию и резюме, чтобы попытаться получить должности, на которые они не имеют права.
– Дефицит моряков побуждает некоторых кандидатов “улучшать” свое резюме, заявляя о поддельной морской службе в более высоком звании – и даже фальсифицировать документы, подделывая даже печати и штампы, рассчитывая, что таким образом удастся обмануть отчаявшегося работодателя, – сокрушается Йенсен.
По его мнению, приведенные фаты не являются специфическими для какой-либо национальности моряка и наблюдается повсеместно.
Эксперты Бюро «Инфотекст» отмечают, что в Европе российских моряков активно пытаются заменить на коллег из Индии.
Как это скажется на эффективности работы экипажей, безопасности судов, сохранности грузов – гадать не приходится.
Легко спрогнозировать, что 2023 год будет примечателен массой судовых аварий.
Самим же российским морякам подфлажникам, и в значительной мере их коллегам из Украины, необходимо подумать об альтернативной работе в секторе морской зеленой индустрии и на традиционных морских нефтегазовых платформах.