По состоянию на начало сентября 2022 года большая часть Черного и Азовского морей закрыта для коммерческого судоходства, в нескольких украинских портовых городах продолжаются боевые действия, из-за чего украинские порты закрыты для операций, при этом некоторые суда были стратегически потоплены, чтобы блокировать возможности навигации.
Большинство из более чем 100 судов, застрявших в украинских портах, являются сухогрузами или судами общего назначения, на борту которых находится около 1,25 млн тонн зерновых и масличных культур, которым грозит порча.
Экспорт таких товаров сократился с 6 миллионов тонн в месяц примерно до 200 000 тонн в марте 2022 года.
В то время как большинство членов экипажей судов, оказавшихся в ловушке в Украине, были эвакуированы, около 500 моряков остаются на борту в качестве членов основных экипажей, которым поручено заботиться о судах и их грузах.
В создавшейся ситуации, коммерческие суда, заходящие в Черное море, сталкиваются с такими опасностями, как плавучие мины, некоторые из которых, по сообщениям, отошли от своего первоначального местоположения, и рискуют стать побочным ущербом от нападений на портовую инфраструктуру.
Все порты в России и некоторые морские районы в Черном и Азовском морях были включены Объединенным военным комитетом в Список зон, связанных с войной, пиратством, терроризмом и сопряженными с ними опасностями, что повлекло за собой выплату дополнительной премии за военный риск для судов, проходящих транзитом или застрявших в этих районах.
Для некоторых судов, заблокированных в украинских портах, премиальные платежи могут превышать стоимость самого судна.
Понятно, что в создавшейся ситуации побочные эффекты российско-украинского конфликта вызвали шоковые волны на мировых рынках: стоимость энергоносителей возросла в результате сокращения поставок из России.
Правительства коллективного Запада, соответственно ввели санкции в отношении российских юридических, физических лиц и товаров, что на фоне сбоев в цепочках поставок и логистике, вызванных пандемией covid-19, привели к удушению экспорта таких товаров, как зерно, масличные культуры, растительные масла и металлы из обеих стран конфликта, что привело к глобальному дефициту и высоким ценам.
Санкции были введены, чтобы ослабить российскую экономику и побудить Владимира Путина прекратить свои действия на Украине.
В этих целях, финансовые, торговые, транспортные и иммиграционные ограничения были введены многими западными странами, в частности ЕС, США и Великобританией, при этом новые санкции вводятся почти ежедневно, и будучи не всегда синхронизированы между различными режимами, создают путаницу для операторов по всей отрасли.
Многие крупные компании стремились дистанцироваться от торговли и ведения бизнеса в России или с российскими юридическими лицами.
Многие игроки отрасли избегают ведения бизнеса с россиянами, даже если они не включены в официальный санкционный список, из-за страха подвергнуться вторичным санкциям из-за той же неразберихи.
Среди затронутых санкциями оказалась российская государственная компания «Совкомфлот», обладающая одним из самых современных в мире флотов нефтяных танкеров и газовозов; санкции, введенные ЕС и Великобританией, вынудили P&I Клубы, в которые входили суда «Совкомфлота», прекратить действие страхового покрытия P&I.
Россия приняла ответные меры, введя запреты на экспорт в Западные страны ряда товаров, включая телекоммуникационное, медицинское, транспортное, сельскохозяйственное и электрическое оборудование, а также древесину.
В отношении моряков, а также руководителей компаний, связанных с морской отраслью Донецкой и Луганской республик, предусматривается неприятный пункт от Казначейства США:
«разрешить применение санкций к любому лицу, работающему в аэрокосмическом, электронном или морском секторах российской экономики».
С 23 февраля 2022 года ЕС принял шесть пакетов санкций, в том числе:
меры, направленные против таких лиц, как президент Путин, Сергей Лавров и члены Российской Государственной Думы и Совета национальной безопасности;
экономические санкции, охватывающие финансовый, энергетический, транспортный и технологический секторы;
импорт из России в Европейский Союз чугуна, стали, древесины, цемента, угля и твердого ископаемого топлива;
запрет российским судам заходить в порты ЕС, а российским самолетам — в воздушное пространство ЕС;
исключение ключевых российских банков из платежной системы SWIFT;
ограничение вещания российских государственных СМИ в ЕС;
дипломатические меры, включая приостановку действия положений об упрощении визового режима для российских дипломатов, официальных лиц и бизнесменов; и
ограничения на экономические отношения с неподконтрольными правительству районами Донецка и Луганска.
Правительство Великобритании, в свою очередь, распространило существующие санкции, которые были введены после аннексии Крыма Россией, на неподконтрольные правительству районы Донецка и Луганска.
Дополнительные физические лица, компании и финансовые учреждения были добавлены в санкционные списки Великобритании с целью ограничить доступ российской банковской системы к финансовым рынкам Великобритании.
Также было объявлено о новых ограничениях в торговле и экспортном контроле в отношении высокотехнологичных и стратегических отраслей промышленности России. Российской национальной авиакомпании «Аэрофлот» запретили входить в воздушное пространство Великобритании, а российским судам — в порты Великобритании.
Гражданам Великобритании запрещено заниматься брокерской деятельностью, фрахтовать и продавать суда лицам, связанным с Россией.
Яхты, принадлежащие российским физическим и юридическим лицам, также могут быть конфискованными при том, что около 10 процентов суперяхт в мире принадлежат именно россиянам.
По меньшей мере 16 суперяхт, стоимость которых оценивается в 2 миллиарда долларов США, были захвачены в Европе после вторжения в Украину из-за предполагаемых связей с россиянами, попавшими под санкции.
Большинство изъятий было произведено европейскими властями, а также США и Великобританией.
Таким образом, экипажи яхт должны быть внутренне готовы испытать на себе действие санкций.