29.03.2024

Санкционные удары вызвали первые трещины в экономике РФ

Ключевые отрасли российской промышленности разваливаются под тяжестью запретов на импорт и экспорт, дефицита запасных частей и материалов, закрытия внешних рынков и замораживания финансовых операций.

Появляются сообщения о проблемах во всем, от грузоперевозок до производства упаковок для молока, поскольку компаниям трудно поддерживать свою деятельность.

Во вторник российские производители свинца объявили, что им грозит закрытие заводов из-за отсутствия зарубежных покупателей и снижения внутреннего спроса, вызванного в значительной степени резким сокращением в автомобильной промышленности.

Несмотря на то, что некоторые предприятия уже сократили производство на 30 процентов за последние несколько месяцев, склады переполнены непроданным свинцом.

Ранее на долю европейских потребителей приходилось почти 50% всех продаж свинца в России, и они фактически отсутствовали на рынке с марта из-за логистических и финансовых проблем, вызванных западными санкциями.

С 10 июля закупки российского свинца в ЕС будут полностью запрещены.

Ведущие компании также говорят, что сталкиваются с серьезными препятствиями при получении государственных лицензий, необходимых для перевода производства в азиатские страны.

На отраслевой конференции, состоявшейся 7 июня, российские грузовые компании заявили, что им грозит банкротство из-за резкого снижения цен, высоких затрат на запасные части и невозможности приобрести новые транспортные средства у иностранных поставщиков.

В апреле ЕС запретил грузовикам страны въезжать на свою территорию.

Внутренний спрос тоже снижается.

В период с марта по 1 июня цены на фрахт для корпораций упали в среднем на 13,2 процента по 100 основным направлениям, при этом на некоторых крупных маршрутах произошло снижение в два-три раза.

Плата, взимаемая за перевозку грузов между Москвой и Санкт-Петербургом, двумя крупнейшими городами России, за эти три месяца снизилась на 34,4 процента.

Если раньше 1 миллион российских грузовиков совершал 300 000 ежедневных перевозок, то сейчас 1,1 миллиона грузовиков совершают всего 180 000.

Авиаперевозки грузов также снижаются.

Правительство знает об этой проблеме, и в мае министр транспорта признал, что санкции “практически нарушили всю логистику в стране”.

Это сделало доступными гранты и недорогие кредиты, но компании говорят, что этого недостаточно.

Им нужна помощь со стоимостью топлива, и они перегружены налогами.

Кроме того, хотя министерство промышленности и торговли одобрило “параллельный импорт” — фирменные товары, которые ввозятся в страну без разрешения владельца товарного знака, — продукции Scania и Volvo, они не сделали этого для Mercedes, MAN, Iveco, DAF и Isuzu.

В результате, например, не хватает резины, необходимой для ремонта грузовиков, сообщает новостное издание RBK.

Российские порты также находятся в кризисе.

В марте грузооборот Санкт-Петербурга, одного из крупнейших портов страны, в абсолютном выражении сократился на 41 процент.

Правительство отреагировало снижением арендных ставок, которые грузоотправители должны платить за пользование портовыми сооружениями, но эксперты говорят, что без увеличения спроса проблема не может быть решена.

В настоящее время ведутся обсуждения по поводу создания новых морских сообщений между внутренними и международными портами, в том числе некоторыми в Иране. Обнако реализация таких планов требует значительных инвестиций, а также времени, поскольку во многих случаях инфраструктуры для отправки или получения грузов, которые могли бы перевозиться российскими судами, в настоящее время не существует.

Надвигающийся запрет ЕС и Великобритании на страхование российского морского транспорта еще больше осложнит ситуацию.

Автомобильная промышленность также продолжает страдать от ухода иностранных производителей автомобилей и серьезной нехватки материалов, особенно электронных компонентов. Р

Агентство Росстат объявило в среду в среду, что производство автомобилей сократилось почти вдвое в период с января по апрель, явив самое глубокой падение, наблюдаемое в любом секторе.

В апреле этого года российские автопроизводители произвели на 85,4 процента меньше автомобилей, чем в то же время в 2021 году.

“На данный момент только два предприятия выпускают автомобили более или менее стабильно — ульяновский УАЗ и тульский завод Haval”, — сообщили «Известия» 6 июня.

В интервью с Ridus.ru Отраслевой эксперт Сергей Асланян объяснил глубину кризиса:

У нас нет заводов по производству электроники, у нас нет ничего, из чего можно было бы сделать двигатель. У нас есть” Нива», которой 45 лет и «Лада», которая на 20 процентов состоит из импортных комплектующих, пожаловался он.

Впрочем, в «Ниве» поршни и поршневые кольца от американской корпорации Federal Mogul и пока нет ясности из чего собирать «Ниву». О подушках безопасности и речи быть не может.

Перспектива того, что общенациональная программа импортозамещения, которую продвигает Кремль, восполнит пробелы, является несбыточной мечтой, утверждают эксперты.

“Даже советский архаичный «Москвич» сегодня не может быть возрожден. Где я могу его получить? Он исчез давным-давно. Боюсь, что даже документацию можно найти только в музее. Невозможно вдохнуть жизнь в мертвого”, — уверен Ян Хайцир, вице-президент Национального автомобильного союза.

Отрасли обработки данных, вычислительной техники и телекоммуникаций, которые поддерживают все сектора экономики, в настоящее время лишены полупроводников, микросхем и серверов, необходимых им для работы и расширения.

Отечественные компании не смогли сравниться с мощностями памяти, обработки и пропускной способности иностранных производителей. Они пользуются большим спросом, поскольку зарубежные корпорации больше не предоставляют облачные сервисы российским фирмам.

В Татарстане с населением более 3,8 миллиона человек Министерству цифрового развития пришлось отказаться от планов расширения 4G/LTE до 61 города, и вместо этого оно смогло предоставить услугу только в 30 новых местах.  Ведомству элементарно не хватило необходимых материалов.

Аналогичная проблема возникла в Саратовской области, где проживает 2,4 миллиона человек.

В конце мая Российская металлургическая ассоциация сообщила правительству, что она сталкивается с трудностями из-за резкого падения внутреннего спроса и укрепления рубля. Кроме того, поскольку ЕС запретил импорт, производители были вынуждены “продавать товары со скидкой, а в некоторых случаях даже ниже себестоимости” в Китай и другие азиатские страны, пояснил глава «Русской стали» Алексей Сентюрин.

Металлурги понесут серьезные убытки и будут вынуждены сократить производство, если правительство не снизит налоговое бремя и не будет работать над девальвацией рубля.

“Предприятия черной металлургии сталкиваются с серьезными рисками сокращения персонала”, — добавляет новостное издание RBK, основанное на беседе с Сентюриным.

Российское сельское хозяйство также сталкивается с проблемами из-за сильной зависимости от импортных семян, на которые в некоторых случаях приходится большая часть или даже весь используемый продукт — например, подсолнечник (70-77 процентов) и сахарная свекла (100 процентов).

Хотя эксперты уверяют, что непосредственный кризис был предотвращен, поскольку отрасль накопила запасы семян, неясно, что произойдет в следующем году.

Евгений Иванов из Института конъюнктуры аграрного рынка объяснил Zol.ru , “Как правило, все компании в мире, которые занимаются семенами сахарной свеклы, выращивают их в северной Италии и южной Франции. В России для этих целей подходят только некоторые районы близ Сочи и в Крыму”.

Крым, однако, находится в центре войны на Украине, и Киев начал перекрывать водоснабжение региона, которому не хватает собственных ресурсов, еще до российского вторжения. Но, как отметил Иванов, “выращивать там сахарную свеклу без орошения невозможно”.

Лесная промышленность также сталкивается с трудностями. Глава Ханты-Мансийского автономного округа получает большое количество жалоб от лесопромышленных компаний на то, что из-за запретов на экспорт им некуда продавать свою продукцию. Бывшие крупные рынки, такие как Узбекистан, теперь закрыты.

Существуют опасения по поводу поставок бактерий для ферментации таких продуктов, как йогурт и кефир, поскольку российские производители молочных продуктов импортируют 80 процентов того, что им нужно.

В течение некоторого времени в магазинах в некоторых частях страны наблюдался дефицит молока, потому что финский производитель картонных коробок, на которого полагались российские производители, прекратил свою деятельность.

Лифтовая промышленность также сталкивается с производственными проблемами.

Даже российская нефтегазовая отрасль, которая демонстрирует рекордные прибыли, несмотря на запреты ЕС и США на импорт из-за роста цен на энергоносители и увеличения спроса со стороны Китая, Индии и других стран, ограничена тем фактом, что она потеряла доступ к импортным технологиям, программному обеспечению и человеческому капиталу, которые необходимы для разработки новых скважин и газовые месторождения в ранее неосвоенных местах, таких как, например, Баренцево море.

Без решения этой проблемы, а также строительства новых трубопроводов на азиатские рынки, ей будет трудно поддерживать себя и расти.

Российское правительство пытается скрыть глубину кризиса, утверждая, что безработица, якобы составляющая всего 4 процента, является самой низкой за всю историю, что его программы сократят бедность в 2022 году, а его экономическая политика обеспечит реальные доходы населения. Президент Путин заявил в минувший вторник, что инфляция взята под контроль.

Однако не приходится сомневаться, что Путин обеспокоен тем, что народный гнев по поводу краха экономики будет направлен не только против Запада за его карательные санкции, но и против государства за его катастрофическое вторжение в Украину и плачевные последствия 30-летней реставрации капитализма.

Происходящее манипулирование цифрами безработных, надбавки государственным служащим, которые составляют пару сотен долларов в год, и ложные заявления о ценах на товары и услуги первой необходимости не могут изменить реальность, с которой сталкивается российский рабочий класс и общество в целом.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика