После того, как США, ЕС и Великобритания ввели санкции в отношении крупной российской судоходной компании «Совкомфлот» в связи с военными действиями России против Украины, работы прибавилось компаниям Quantexa, Windward и Skytek, использующих аналитику данных на основе искусственного интеллекта для мониторинга подверженности рискам, создаваемым организациями, подпадающими под санкции.
До последнего времени суда «Совкомфлота» активно перевозили нефть и сжиженный природный газ из России, а также грузы из других стран, в том числе из США и рискуют попасть под ограничения, вызванные санкциями уже с 15 мая 2022 года.
И даже сейчас после вторжения России в Украину многие портовые администрации порты, конечные покупатели, морские страховщики и другие грузовые компании отказались от услуг.
Понятно, что у «Совкомфлота» возникли проблемы и при заключении новых чартеров.
Еще в феврале танкеру NS Champion, эксплуатируемому «Совкомфлотом» было отказано в сервисе в портах Великобритании и судно вынуждено было сменить курс в направлении Балтийского моря.
Ранее в этом месяце танкеры «Совкомфлота» были перенаправлены на Багамы из-за невозможности доставки грузов из-за санкций. А на этой неделе генеральный директор компании Angelicoussis Group из Греции Мария Ангеликусис заявила, что судовладельцы стали проявлять осторожность в операциях с российской нефтью.
перевозке российских нефтяных грузов после российско-украинского конфликта.
Данные компании Windward, предоставляющей аналитическое программное обеспечение на основе искусственного интеллекта для оценки морских рисков, – показали, что нормативные или “моральные” санкции, похоже, оказывают некоторый эффект.
“Западный рынок полностью прекратил любую работу с кем-либо, связанным с Россией”, – указывает Ами Дэниел, соучредитель и генеральный директор Windward.
То есть, когда речь заходит о компаниях или судах, которые каким-то образом связаны с Россией, “многие люди бегут, как от чумы”.
Прямо сейчас клиенты Windward проводят запросы в своей программной платформе, чтобы помочь сообщить, как они реагируют на санкции против российских юридических лиц.
“У нас есть немецкий клиент, который очень не склонен к риску и не хочет иметь никаких дел ни с кем, кто когда-либо был рядом с одним из этих мест за последние 24 месяца”, – сказал Дэниел.
Lloyd’s List Intelligence также предлагает аналитические инструменты на основе данных и искусственного интеллекта для мониторинга морских рисков.
Но в отличие от конкурентов-стартапов, компания берет свое начало в 1734 году в виде печатного листка, в котором сообщалось о прибытии и отправлении судов в лондонской кофейне.
Поэтому весомо звучит его предостережение, что “страховщики грузов принимают решение не покрывать грузы, направляющиеся в Россию или Украину, и даже близлежащие страны, ссылаясь на репутационные риски и потенциальные трудности с выплатой по страховым случаям”.
Между тем, не вся деятельность грузовых судов приостановлена: основываясь на анализе отслеживания судов в регионе Черного моря, 22 марта Windward сообщила, что генеральные грузы и нефтяные танкеры, заходящие в порты России, фактически увеличили объем операций на 44% за следующую неделю.
Компания указала на важную информацию, полученную в ходе своего анализа: 60% этого увеличения числа заходов в российские порты было связано с судами под российским флагом.
Вероятно, многие суда вынуждены были вернуться домой, не найдя грузов для зарубежных операций, или получив отказы в бункеровке топливом.
Учредитель и генеральный директор компании Windward Ами Дэниэл считает, что “около 50% поставщиков бункерного топлива для морских судов не будут предоставлять им топливо. Так что они находятся в трудном положении”.
Отслеживание рисков, связанных с санкциями, в открытом море – это, конечно, лишь одна из областей, за которой компаниям необходимо следить. Финансовые учреждения также используют сложную аналитику и программное обеспечение на основе машинного обучения, чтобы быть на шаг впереди российских граждан и олигархов, недавно внесенных в санкционный список Министерства финансов США.
Анализ деятельности юридических лиц является ключевым компонентом процессов, используемых для выявления подозрительных субъектов компаниями, включая Windward и Quantexa, которые используют сетевую аналитику для выявления возможного финансового мошенничества, такого как отмывание денег.
Система Quantexa автоматически генерирует контекстную сеть, график, показывающий связи, соединяющие целевые объекты с другими операциями оболочки или сомнительными лицами.
Чтобы изолировать возможных мошенников, программное обеспечение для обнаружения финансового мошенничества получает информацию из множества источников, от сообщений о быстрых банковских переводах и данных о рисках из Orbis и RDC Grid Бюро ван Дейка до менее очевидных источников, таких как данные финансовых отчетов, выявленные в ходе журналистских расследований утечки Pandora и Panama Papers.
Согласно Windward, суда обычно ассоциируются с несколькими национальностями по принадлежности, потому что они связаны с несколькими владельцами, каждый из которых выполняет разные функции на одном судне.
Windward объединяет несколько источников данных о местоположении и идентификаторах судов для обнаружения смены флага – манипулятивной тактики, используемой для обхода санкций и правил рыболовства путем изменения страны, в которой зарегистрировано судно.
Судоходные компании или юридические группы компаний-клиентов Windward используют анализ на базе А1, чтобы сообщить, следует ли им отменять забронированные поставки или другие сделки, которые могут подпадать под санкции, связанные с Россией.
Если же говорить о российских моряках, работающих в компании «Совкомфлот», то они должны быть готовы к неожиданным арестам судов, со всеми вытекающими последствиями.
В этих обстоятельствах самое правильное – обязательно изыскать дополнительные источники коммуникации, связи с берегом, точнее с родными, чтобы смягчить последствия стресса.
Понятно, что запас денег на берегу – тоже не повредит.