Россияне не могут взять в толк, как в стране, именуемой мировой бензоколонкой, отсутствует топливо.
Дефицит дизельного топлива образовался в центральных регионах России, в Крыму и даже на Дальнем Востоке. При том, что стоимость нефтепродуктов в целом подскочила на 10 – 15 процентов.
Житель Севастополя жалуются, что 10 сентября на одной из заправок по-прежнему не было дизельного топлива, несмотря на то что губернатор города Михаил Развожаев обещал решить эту проблему 9 сентября до конца дня.
Он пояснил, что в Крыму существуют две крупные сети заправок и ни на одной из них нет такого топлива.
Еще раньше нехватка бензина и дизеля начал возникать на заправках в Крыму, Саратовской, Новосибирской и Рязанской областях.
Пользователи соцсетей жалуются на нехватку дизельного топлива и бензина марки АИ-95 в Астрахани, Адыгее, Ростове, Ставрополе и Краснодаре, в Новосибирской, Рязанской и Самарской областях, а также в Калмыкии.
Видеозапись с Telegram-канала Baza от 11 сентября показала, что нехватка топлива и дизельного топлива распространилась на Тулу, которая расположена всего в 180 километрах к югу от Москвы.
Топливо в Туле продается только юридическим лицам, а часть бензина разливается в бутылки для продажи по талонам.
“В настоящее время мы работаем с низкими запасами, в основном сразу после доставки, [и это] касается всех видов топлива”, – пожаловалась репортеру “Известий” Екатерина Савкина, управляющий партнер сети автозаправочных станций GP “Вымпел” в Самарской области.
“На некоторых автозаправочных станциях области в наличии нет АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива”.
Герман Колотов, исполнительный директор “Мосрегионгаза”, работающего в Крыму, также подтвердил, что на некоторых его заправочных станциях закончились бензин марки АИ-92 и дизельное топливо.
Колотов считает, что проблема возникла в связи с неритмичной доставкой грузов по железной дороге. Сообщается, что прибытие поездов с нефтепродуктами из Центральной России задерживается на несколько недель дольше обычного, что приводит к их дефициту.
Кроме того, следует принять во внимание избыточный спрос, исходящий от армии на топливо для танков, бронетранспортеров, грузовиков и прочей техники, потребляющей бензин, авиационный керосин и дизтопливо.
Нехватка дизельки даже вынудила министра сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев 8 сентября публично заявить о проблеме: восьмого сентября он пожаловался на то, что нехватка топлива ставит под угрозу сбор урожая и посевную.
Патрушев потребовал от заместителя министра энергетики Павла Сорокина решить проблему путем запрета экспорта нефтепродуктов из России.
“У нас уже есть проблемы с доступностью топлива. Сейчас мы прекратим сбор урожая и не будем сеять озимые культуры, что станет катастрофой”, – пожаловался Патрушев, выступая на совместном заседании парламентского Комитета.
«Возможно, пришло время временно прекратить экспорт нефтепродуктов, пока мы не стабилизируем ситуацию на внутреннем рынке».
Патрушев сообщил, что сельхозтоваропроизводители вынуждены решать проблемы с поставками топлива индивидуально с нефтеперерабатывающими заводами. По его мнению, чтобы радикально решить проблему, необходимо установить военный контроль над нефтеперерабатывающими заводами, а затем цепочку инспекторов с часовыми вдоль всех нефтепроводов и на месторождениях, чтобы компании продолжали добывать нефть и отправлять ее на внутренний рынок через нефтеперерабатывающий завод, не получая доступа к экспорту на внешние рынки.
Владимир Матягин, президент Ассоциации грузовых перевозок “Грузавтотранс”, также жалуется на отсутствие дизельного топлива на автозаправочных станциях в южных регионах России.
Операторы некоторых АЗС даже вынуждены врать клиентам, сообщая им, что неисправен дозатор топлива.
“Интерфакс” цитирует Сорокина, который сообщил, что проект распоряжения, разрешающий экспорт нефтепродуктов только производителям топлива, уже направлен в правительство и администрацию президента.
По его мнению, решение о запрете “серого” экспорта будет издан в ближайшие дни или “самое большее через неделю”.
Таким образом, если правительство Мишустина действительно введет экспортные ограничения, в страну станет приходить меньше валюты, что тоже не сулит ничего хорошего.
В основе же топливного кризиса – сезонное техническое обслуживание нефтеперерабатывающих заводов, узкие места на железнодорожном транспорте и девальвация рубля, которая стимулирует экспорт топлива.
Россия, второй по величине в мире экспортер нефти после Саудовской Аравии, изучает ряд мер для решения спорного вопроса.
Резкий рост цен на бензин в соседнем Казахстане в январе 2022 года вызвал общенациональные протесты и штурм парламента страны.
“Проблема в Казахстане была аналогичной, потому что у них тоже были внутренние субсидии, а местные цены были намного дешевле в соседних Кыргызстане и Узбекистане, что создало огромный серый рынок”, – сообщил репортеру bne Intellinews старший энергетический аналитик.
“Но Казахстан откладывал принятие мер до тех пор, пока не вспыхнули протесты. Москва усвоила этот урок”.
Другой высокопоставленный нефтяной аналитик из Москвы предположил, что ключевая проблема заключается в том, что “экспортеры с серого рынка” вывозят объемы на более прибыльные экспортные рынки, такие как Бразилия, Турция и ОАЭ.
“Мелкие торговцы и нефтебазы покупают нефтепродукты по внутренней цене, а затем продают их на экспорт”, – пояснил он.
“Эти трейдеры использовали так называемый “флот танкеров-призраков” для перевозки нефтепродуктов по всему миру, но правительство, похоже, потеряло контроль над тем, что экспортировалось и в каком объеме”.
Недавний отчет Bloomberg News показал, что Бразилия как никогда раньше зависима от российского топлива: в августе импорт достиг 235 000 баррелей в день, что делает страну вторым по величине импортером российского дизельного топлива в мире.
Оптовые цены на дизельное топливо начали резко расти в июле.
За последние два месяца цены на дизельное топливо на товарной бирже выросли в среднем более чем на четверть до 67 000 рублей (700 долларов) за тонну.
Аналитики в области энергетики ожидают, что кризис не улучшится по крайней мере до октября.
Эти сроки совпадают с завершением работ по техническому обслуживанию на многочисленных нефтеперерабатывающих заводах и ожидаемым снижением сезонного спроса.
“Дефицит может постепенно исчезнуть, хотя это зависит от того, насколько быстро эти нефтеперерабатывающие заводы восстановят свою работу”, – считает старший нефтяной аналитик bne IntelliNews.
“Ключевой вопрос заключается в том, примет ли государство какие-либо временные регулирующие меры или выпустит срочный налоговый указ для обеспечения законности и порядка в отрасли. Что очевидно, так это то, что существует значительный риск для крупных нефтяных компаний и их прибыли”.
Бюро «Инфотект» сообщало об аппетитах Бразилии на российское дизтопливо, которые только растут.