Российское грузовое судно с зерном, которое Украина считает украденным, было задержано турецкими таможенными органами, сообщил в воскресенье посол Украины в Турции.
“У нас есть полное взаимопонимание. Судно в настоящее время стоит у входа в порт, оно задержано таможенными органами Турции”, – заявил посол Украины в Турции Василий Боднар в эфире украинского национального телевидения.
По мнению Боднара, дальнейшая перспектива судна и груза должна решиться на совещании следователей в понедельник.
В минувшую пятницу сообщалось, что Украина обратилась к Турции с просьбой задержать и арестовать сухогруз под российским флагом “Жибек жолы”, перевозивший партию украинского зерна из занятого Россией порта Бердянск.
Сухогруз “Жибек Жолы”, водоизмещением 7 146 тонн имеет на борту примерно 4 500 тонн зерна.
В начале июня Боднар сигнализировал, что на украинское зерно, украденное Россией, имелись покупатели из Турции.
Соответственно, он обратился в компетентные органы Турции для выявления и поимки лиц, ответственных за предполагаемую сделку.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу две недели назад подтвердил, что Анкара расследует жалобы на то, что украинское зерно было украдено Россией, и не допустит ввоза такого зерна в страну.
Чавушоглу, по-видимому, опроверг заявления Украины о краже партий зерна, поступающих в Турцию, заявив, что Анкара еще не сталкивалась с подобными случаями и уведомляла Киев о результатах каждого расследования.
В письме от 30 июня в Министерство юстиции Турции генеральная прокуратура Украины заявляет, что “Жибек Жолы” был причастен к “незаконному экспорту украинского зерна” из Бердянска и направлялся в Карасу, Турция, с 7 000 тоннами груза, что является большим грузом, чем указано чиновником.
Генеральная прокуратура Украины обратилась к Турции с просьбой “провести инспекцию этого морского судна, изъять образцы зерна для судебно-медицинской экспертизы, потребовать информацию о местонахождении такого зерна”, – говорится в письме, добавляя, что Украина готова провести совместное расследование с турецкими властями.
Казахстанская компания KTZ Express подтвердила агентству Reuters, что судно “Жибек Жолы” принадлежит компании, но заявила, что оно было взято в аренду на условиях бербоут-чартера – когда в аренде не участвует ни экипаж, ни материалы – российской компанией Green-Line, которая не подпадала ни под какие санкции.
KTZ Express добавила, что проводит консультации с заинтересованными сторонами и будет соблюдать все санкции и ограничения.
Представитель МИД Украины добавил, что судно направлялось в турецкий порт Карасу.
И действительно, транспордер зафиксировал местоположение судна на якорной стоянке порта Карасу в минувшую пятницу.
В конце июня министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что украинские порты Бердянск и Мариуполь, контролируемые российскими войсками, готовы возобновить поставки зерна.
Западные страны обвинили Россию в создании риска глобального голода, запретив Украине экспортировать зерно через свои черноморские порты.
Москва отрицает ответственность за международный продовольственный кризис, обвиняя в этом Западные санкции.
В самой истории с сухогрузом «Жибек Жолы» нет ясности относительно истинного объема груза – 4 500 тонн отнюдь не 7 000 тонн, как предполагает украинская сторона.