Забастовка бортпроводников авиакомпании «Россия», начавшаяся в конце июля, привела к отмене десятков рейсов. Российские законы запрещают подобные акции на транспорте, что развязывает руки работодателям, максимально выжимающих из персонала все соки.
Как следствие, в отличие от своих коллег на Западе, защищенных тред-юнионами, российские работники гражданского воздушного флота (ГВФ) чаще всего мирятся с низкой оплатой труда, хронической нехваткой персонала и массовым распространением коронавируса, усугубляемым бесчеловечной политикой компании.
Стюарды и стюардессы вынуждены летать неделями подряд без перерыва.
Случилось, что стюардесса авиакомпании «Россия» упала в обморок из-за крайнего истощения.
Отсюда, огромная текучесть кадров: каждый день в среднем 20 бортпроводников увольняются с работы.
При этом руководство авиакомпании “Россия”, дочерней ГК “Аэрофлот”, отказывается признавать факт забастовки.
В минувший четверг, боссы распорядились выделить подачку бортпроводникам в виде «премии за лояльность».
Лояльность они оценили в 25 000 рублей для своих сотрудников, при условии, что в период с 5 августа по 10 сентября они не станут проявлять недовольство.
Еухня «Аэрофлота» (Aeroflot kitchen), популярный Телеграм-канал, подробно освещал забастовку и публиковал информацию об условиях труда сотрудников авиакомпании «Россия».
Здесь же прозвучало предложение отказаться от унизительной подачки за лояльность, а пассажирам – бойкотировать авиакомпанию.
Руководителям предлагается отойти от управления компанией, так как они могут считаться “потенциальными убийцами”.
Тысячи работников российских авиакомпаний заболели во время пандемии, особенно летом, когда в стране произошел массовый всплеск пандемии, вызванный опасным штаммом «Дельта».
По данным профсоюза работников авиации, треть всей рабочей силы бортпроводников либо инфицирована, либо выздоравливает после COVID-19.
В России по-прежнему регистрируется в среднем более 20 000 новых случаев заболевания в день, что является четвертым по величине показателем в мире.
Несмотря на это, практически все меры общественного здравоохранения были отменены, поскольку показатели вакцинации снижаются, как это имеет место в Западной Европе и Соединенных Штатах.
“Насколько опасно будет для среднестатистического пассажира летать с Россией, особенно для тех, у кого нарушен иммунитет?” – спрашивает Т-канал Кухня «Аэрофлота».
”Это даже не непредумышленное убийство, а совершенно другая статья уголовного кодекса”.
В более раннем посте, объясняющем причины забастовки, канал отметил: ни одна стюардесса не видела зарплату, которую руководство обещало в течение пяти лет, а именно в 80 000 рублей. Сумма недосягаемая даже для тех, кто летает более 100 часов. За 70 часов полета вы получите 50 000 рублей, но даже это не гарантировано.
Инструкторам, которые должны обучать новых бортпроводников, платят только за 40 часов работы, но с переработкой у них часто выходит более 80 часов. При этом, работники подвергались “постоянной клевете со стороны руководства”. В их глазах, ты – ничто, пустое место.
Впрочем, основная жалоба бортпроводников основывается на многочисленных нарушениях правил безопасности, что угрожает жизни также пассажиров и пилотов.
«Воздушный» протест получил поддержку в различных социальных сетях.
Один работник авиакомпании написал: отличная работа. Вот что нужно сделать, это не могут сделать все сами по себе, но мы должны действовать сообща, как объединенные братья в авиации. К черту всех тех, кто тебя пугает и оскорбляет. Борьба сейчас идет в открытую, ничего не бойтесь, вы правы. Точка.
В России на производстве, даже до пандемии, в среднем более четырех работников ежедневно погибали в результате несчастных случаев на производстве, что в общей сложности составило 1 613 смертей в 2019 году, что является одним из самых высоких показателей промышленной смертности в мире.
Официальная цифра несчастных случаев на производстве, не связанных со смертельным исходом, составляет 23 000.
Тем ни менее, недавнее расследование, проведенное журналом журналистских расследований Istories, показало, что реальное число несчастных случаев, связанных с безопасностью, в российских отраслях промышленности в 22-44 раза выше, чем официально сообщалось.
Забастовка бортпроводников, несомненно, тревожит правящую олигархию.
Недовольные условиями труда в авиакомпании «Россия» отражают растущую социальную и политическую оппозицию в российском рабочем классе.
В конце июня работники завода “ПСМА Рус” в Калуге прекратили работу в знак протеста против невыносимой жары на заводе.
Оба случая происходят накануне сентябрьских выборов в Госдуму, когда власти используют пандемию, как предлог для запрета митингов, демонстраций и даже одиночных пикетов.
При этом, российские профсоюзы авиационной и других отраслей промышленности хранят партизанское молчание, стараясь не выносить сор из избы.
Функционеры профсоюза бортпроводников даже не осудили “предложение” компании работникам подвергать опасности свою жизнь и жизнь пассажиров за жалкие 25 000 рублей в виде разовой подачки.
Это и неудивительно, так как все профсоюзы в России возникли либо непосредственно из официальных союзов сталинской бюрократии, либо в результате попыток слоев бюрократии и среднего класса создать так называемые “независимые” профсоюзы, чтобы получить большую долю добычи в процессе приватизации.
Нынешние профсоюзы являются соучастниками социальной катастрофы, вызванной капиталистической реставрацией, и интегрированы в государство и различные политические партии, контролируемые олигархией.
Рабочие в России могут развивать борьбу за свои собственные интересы и в защиту своей жизни и здоровья только путем создания низовых комитетов в рамках Международного альянса рабочих за рядовые комитеты, которые независимы от этих корпоративных организаций.
Так считают в руководстве WSW, призывая работников российской авиационной промышленности, заинтересованных в обсуждении этой перспективы, связаться с их офисом.
В целом, нельзя не согласиться, что со дня большевистского переворота, в России исчезли среда, культура, традиции международного профсоюзного движения.
Нынешние российские профсоюзы, как и в прошлом очень далеки от народа.