Во всем мире смена экипажа на судах торгового флота, рыбной промышленности, коммерческих и частных яхт была прекращена с февраля 2020 года, главным образом из-за карантина и остановки полетов авиации. С тех пор международная бюрократия, как и правительства отдельных стран членов ООН не выработали дорожную карту для решения проблемы.
Хотя Международная морская организация (ИМО) и Международная организация труда (МОТ), попросив государства-члены рассматривать моряков как «ключевых работников», предоставляющих «основные услуги», освобождая их от ограничений на поездки для следования на работу в мировом океане.
Правительство Шри-Ланки одобрило смену экипажа в Коломбо и Галле с целью сделать островную страну глобальным центром смены экипажа. И что? Налицо никакого прогресса.
В настоящее время въезд в Катар для моряков из Индии заблокирован, но транзит через Доху разрешен, открывая возможность для индийских моряков присоединяться к судам в портах в нескольких странах.
Из аэропорта Дохи Qatar Airways выполняет рейсы в 19 городов.
И что? Из-за невозможности согласовать позиции внешнеполитических ведомств Катара и Индии с МВД Катара, была сорвана попытка чартерным рейсом из Индии произвести направление на работу и возвращение домой моряков.
Чартерный рейс Мумбаи-Доха, запланированный на воскресенье, имеющий целью перевезти 90 индийских моряков и еще 180 членов экипажа на обратном пути (индийский экипаж, нанятый Carnival Cruise Line, который прилетит из Лондона в Доху и оттуда в Мумбаи на рейсе SpiceJet), был сорван.
Те же проблемы коснулись индийских моряков в Японии.
Для мониторинга ситуации в сети появился специальный сайт, который дает представление о готовности международных аэропортов участвовать в смене экипажей судов. Вместе с тем, надо учитывать и готовность посольств разных стран выписывать морякам транзитные визы.
Представляется, что в российских условиях эта проблема будет не менее острой, чем трудности международных авиаперевозок.