Бюро «Инфотекст» неоднократно обращало внимание на неизбежную проблему, связанную с переходом на судовой мазут с содержанием серы не более 0.5 % вместо нынешних допустимых 3.5%.
С 1 января вступают в действия положения, приняты Международной морской организацией (IMO), действующей под эгидой ООН.
Новые правила, известные как IMO 2020, «приведут к резкому повышению цен на топливо для речного флота и речных судов, которые работают в основном в территориальных водах России», — пожаловался министр энергетики РФ Александр Новак.
В итоге, Россия станет придерживаться прежних стандартов в работе каботажного речного и морского флота и вынуждена будет соблюдать стандарты IMO 2020 в международных водах.
Потенциальная задержка с внедрением новых стандартного бункерного топлива затронет Евразийский экономический союз из пяти членов, в который также входят Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армения, хотя из них только Казахстан является прибрежным государством, с границами на Каспийском море.
Оттягивание в России принятия правил ИМО-2020 поддержит внутренние цены и спрос на мазут с высоким содержанием серы, так как совокупно российские НПЗ производят около 16 тонн мазута на каждые 100 тонн перерабатываемой нефти.
Весь мазут с низким содержанием серы, скорее всего, будет направляться на экспорт.
С начала 2019 года Россия произвела 33,2 млн тонн мазута. За 9 месяцев экспорт мазута составил около 22,8 млн тонн, с содержанием серы от 2,5% до 3,5%, что намного выше уровня, разрешенного в соответствии с новыми правилами ИМО.
Второй по величине производитель в России ПАО «Лукойл» начал производство топлива, соответствующего требованиям IMO, в этом месяце на своем Волгоградском НПЗ.
ПАО «Газпром нефть», нефтяное подразделение гиганта природного газа ПАО «Газпром», ожидает к 2024 году полного перехода на продукты с низким содержанием серы, в то время как крупнейший в стране производитель ПАО «Роснефть» планирует завершить все необходимые модернизации «в ближайшие несколько лет».
Россия — не единственная страна, которая рассмотрела вопрос об отказе от требований ИМО к более чистому топливу.
В июле Индонезия заявила, что не будет применять новые правила, утверждая, что соблюдение будет слишком дорогим.
Позже азиатская страна изменила свои планы и взяла на себя обязательство придерживаться стандартов ИМО-2020.