После того, как Владимир Путин, в очередной раз выйдя из зерновой сделки, объявил акваторию Черного моря внутренними водами России, Киев последовал примеру Москвы и определил все суда, следующие в российские черноморские и азовские порты, законными военными целями.
Таким образом, страховщикам не остается ничего другого, как в экстренном порядке пересматривать вопрос о замораживании страхового покрытия для любых судов, желающих отправиться в Украину или в Россию через Черное море.
“Из-за провала сделки по Черноморскому коридору большинство судовладельцев теперь воздержатся от заходов в украинские порты”, – заявил агентству Рейтер Кристиан Винтер Кристенсен, главный операционный директор датской судоходной группы NORDEN.
Предполагается, что некоторые андеррайтеры попытаются воспользоваться значительным повышением ставок. Другие перестанут предлагать прикрытие. Ключевая проблема состоит в том, заминирует ли Россия территорию, которая фактически прекратит предоставление какой-либо формы страхового покрытия, а украинские ВМС всерьез начнут уничтожать коммерческие суда, следующие в российские порты.
Страховой рынок Lloyd’s of London уже включил Черноморский регион в свой список высокого риска.
– Годовое страхование остается в силе, но рейсы в указанные районы будут оцениваться индивидуально по мере их появления, – отмечает Нил Робертс, глава отдела морских перевозок и авиации в Lloyd’s Market Association, которая представляет интересы всех страховых компаний в Lloyd’s.
Дополнительные взносы по страхованию от военных рисков, которые взимаются при входе судов в район Черного моря, необходимо обновлять каждые семь дней.
Они уже стоят тысячи долларов и, как ожидается, будут дорожать, в то время как судовладельцы могут оказаться неохотно допускающими свои суда в зону боевых действий без согласия России.
“Я не думаю, что на данный момент поступает много запросов, поскольку заставить владельца работать на прежних условиях чартера без инициативы было бы сложно”, – сомневается другой источник в отрасли.
“Вероятно, потребуются арендные ставки за рискованные деньги, помимо дополнительных расходов на страхование”.
Неясно, как в создавшейся ситуацию отреагирует Казахстан, который большую часть экспорта своей нефти осуществляет через порт Новороссийска.
Если Украина начнет атаковать танкеры, то и огромный нефтеналивной хаб в Туапсе, потеряет значительную часть своей клиентуры.