18.04.2024

Женщины морячки начинают жаловаться на сексуальные домогательства и даже изнасилования

Издавна повелось, что женщина на корабле – к несчастью. И действительно, статистика свидетельствует, что сексистские высказывания, дискриминация, сексуальное насилие — это часть повседневной жизни многих женщин, работающих на судах торгового флота.

Как правило, они не склонны на этот счет распространяться, но нашлась жертва, решившая нарушить молчание.

Будучи девушкой 16-ти лет, она была изнасилована всего на второй неделе учебы в британском морском колледже.

Может поэтому, доля женщин-моряков, работающих на судах торгового флота, составляет всего 2% от 1,5 миллионов занятых.

Легко предположить, что риск быть изнасилованной возрастает, если женщина – единственная из членов команды.

Она вспоминает, как офицер, ответственный за ее обучение, стал новым преследователем. Он следил за тем, чтобы она всегда работала с ним наедине в трюме, где их никто не мог видеть. Она жила в постоянном страхе перед нападением, видя своего мучителя за каждым приемом пищи.

Однажды вечером она вышла из душа и обнаружила офицера в своей комнате. Он уставился на нее и ухмыльнулся. Даже в своей каюте она не была в безопасности.

Энн подвергалась сексуальному насилию, как в морском колледже, так и на борту нескольких судов, где она работала.

Энн сообщила об инциденте в компанию, но человек из отдела кадров ответил в том духе, что ей следовало ожидать случившегося.

О чем думал ее отец, отправляя ее в море?!, — возмутился кадровик.

Сам он никогда бы не отправил свою дочь работать на флот.

С тех пор, Энн поняла, что жаловаться бесполезно.

Рэйчел Гленн-Уильямс, психолог, консультирующая людей, работающих на судах, рассказала репортеру DW, что из всех женщин-моряков, которых она встречала за эти годы, только одна подтвердила, что никогда не испытывала ничего подобного.

Другое дело, Энн, которая отдала морю 12 лет, путешествуя под парусами по всему миру — в Центральную Америку, на Ближний Восток.

В начале каждого рейса она задавалась вопросом, найдется ли на этот раз среди экипажа человек, который может создать проблемы.

Она научилась избегать определенных коллег и одеваться соответствующим образом.

В конце концов, перед рей самой возникла перспектива стать капитаном.

Несмотря на то, что с годами физические нарушения стали реже, оскорбления, произносимые шепотом, косые взгляды и издевательства в социальных сетях остались.

И, по ее словам, они всегда сопровождались скрытым посылом: женщине нечего делать на борту корабля.

В конце концов Энн устроилась на береговую работу.

Опыт Энн отнюдь не уникален.

В прошлом году Женская международная ассоциация судоходства и торговли провела опрос по судовому харассменту среди 1 128 женщин-моряков из 78 стран. Около 60% женщин сообщили, что сталкивались с женоненавистнической дискриминацией на борту, в то время как 25% респонденток заявили, что физические и сексуальные домогательства были обычным явлением и что они сталкивались с вторжением в их частную жизнь от членов команды.

Между тем, в полицию поступает очень мало сообщений о случаях сексуального домогательства и тем, более, изнасилований.

Жертвы неохотно заявляют о себе, потому что им часто приходится месяцами работать в непосредственной близости от нападавших.

Бекки Ньюдик, генеральный директор Safer Waves, неправительственной организации, которая анонимно помогает жертвам, отмечает, что многие молодые женщины не хотят подвергать риску свою карьеру.

И даже если они сообщают об инцидентах, они сталкиваются с еще большими проблемами. Ближайшие врачи и соответствующие полицейские органы часто находятся за тысячи миль, что делает расследование и сбор улик весьма затруднительными.

Кроме того, поскольку экипажи судов часто меняются, потенциальных свидетелей становится трудно найти.

И вообще, если преступление происходит посреди международных вод, трудно понять — в соответствии с какой юрисдикцией или законом оно должно расследоваться.

Гленн-Уильямс уверена, что культура отрасли является частью проблемы.

«Но что может быть еще более ужасным и затяжным, так это то, что происходит потом. Как на них реагировали, как рассказывали и понимали их страдания», — пожаловалась она репортеру DW.

По сей день некоторых женщин все еще обвиняют, а способы сообщить об инциденте слишком сложны и обременительны. 

Ее пациенты часто слышали такие советы, как «Просто улыбнись», «Ты знаешь, какой он — просто держись от него подальше» и «Это мужской мир, привыкай к нему», — поясняет Гленн-Уильямс.

«Это почти похоже на то, что работа жертвы заключается в том, чтобы либо мириться с этим, либо защищать себя от этого вместо того, чтобы на самом деле определить источник угрозы и опасностей и устранить его».

С учетом того, что работа в море опасна, члены экипажа должны иметь возможность рассчитывать друг на друга.

«Если на борту присутствует токсичная динамика, это может быть причиной рассеянности и ломки», — поясняет Гленн-Уильямс.

«Это неотвратимо приводит к несчастному случаю», — полагает она.

По мнению Гленн-Уильямса, речь идет не только о жертвах и преступниках, но и обо всех, кто находится на борту.

«Вы знаете, это очень несклонная к риску отрасль, и я не знаю ни одного другого риска для безопасности, к которому относились бы так легкомысленно».

Впрочем, пусть медленно, но ситуация начинает меняться к лучшему.

В 2021 году американка по имени Хоуп Хикс, используя псевдоним «Мичман Икс», опубликовала отчет о том, как она пережила изнасилование, будучи курсантом на борту судна, принадлежащего американской дочерней компании Maersk, крупнейшей в мире контейнерного оператора.

Она написала, что каждая женщина в ее классе Военно-морской академии США сталкивалась с сексуальными домогательствами или нападениями на кораблях.

Ее статья вызвала призывы к изменению культуры судоходства, и политики проявляют интерес к этому вопросу.

Случилась небольшая встряска в индустрии торгового флота.

Амалия Гревсен, ответственная за культурную трансформацию Maersk, рассказала DW, что датская компания серьезно относится к каждому инциденту.

По ее словам, после публикации отчета «Мичман Икс» Maersk увеличила ресурсы для рассмотрения жалоб и запустила обширную программу обучения для своих сотрудников.

Она также сказала, что компания поставила перед собой цель стать хорошо осведомленной и надежной организацией, сотрудники которой знают, как реагировать в чрезвычайной ситуации.

Сейчас Энн также добровольно выступает наставником сотрудников начального уровня.

Она делится своим опытом обучения в морских колледжах Великобритании и снова и снова слышит одни и те же истории от молодых женщин.

«Но, по крайней мере, сейчас они не скрывают проблемы», — отмечает она.

Энн часто рассматривает старые фотографии из прежней жизни: снимок ее каюты, в которой была стальная дверь и фанерные стены, на которых висели ее рабочий комбинезон и шлем.

Взгляд на фотографию, сказала она DW, напомнил ей о том, сколько часов она провела, уставившись на эту дверь, боясь, что кто-нибудь войдет. Она даже редко выходила куда-нибудь поесть.

Энн даже вынуждена была пройти двухлетний курс терапии, и она все еще борется с чувством вины, хотя и не хочет больше думать о том, могла ли она каким-то образом предотвратить нападения на себя.

Но сейчас у нее больше надежд, потому что, по ее словам, рассказ о своем опыте отнимает часть силы у ее мучителей: это должен быть их позор, а не мой.

С другой стороны, дело идет к тому, что скоро моря и океаны будут бороздить суда роботы, а управлять им будут в равной мере мужчины и женщины.

За джойстиками им трудно будет сексуально возбудиться. Даже виртуально.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика