25.04.2024

Журналисты гибнут в то время, как банкиры жиреют на грязных деньгах

Годами Европа решает проблему с отмыванием грязных денег, но безрезультатно.

Невозможно вспомнить ни одного громкого случая и тем более посадок высокопоставленных лиц, замешанных в коррупции.

Единственно – тянут свою натруженную лямку журналисты расследователи, многие из которых были убиты и криминал продолжает их уничтожать даже в самых цивилизованных странах Европы.

Так, в начале недели, известный журналист-расследователь Питер Р. де Врис был тяжело ранен в голову в результате нападения в центре Амстердама.

Полиция задержала предполагаемых преступников, а премьер-министр Нидерландов Марк Рютте осудил происшедшее.

Питер Р. де Врис получил известность в Нидерландах благодаря расследованию ряда громких уголовных преступлений.

По данным телеканала NOS, в настоящее время он является доверенным лицом основного свидетеля на открывшемся в марте нынешнего года судебном процессе в отношении предполагаемого главаря группировки, занимающейся торговлей наркотиками.

В 2019 году на улице был застрелен адвокат главного свидетеля и его брат.

Международную известность Питеру Р. де Врису принесла в 1987 году книга о похищении одного из богатейших людей страны, главы пивоваренной компании Heineken Фредди Хайнекена.

В 2008 году мужественный журналист расследователь бы удостоен международной телевизионной премии Emmy Award за репортажи о случае Натали Холлоуэй.

Американка пропала без вести в 2005 году на острове Аруба и предположительно была убита выходцем из Голландии.

Нападение на Питера Р. де Вриса было совершено вечером 6 июля в Амстердаме.

Неизвестные сделали несколько выстрелов в журналиста — по данным свидетелей произошедшего, не менее пяти — на улице в центре города вскоре после того, как тот вышел из телестудии.

Питер Р. де Врис был доставлен в больницу в тяжелом состоянии с огнестрельным ранением в голову.

Позже полиция задержала трех человек, в том числе предполагаемого стрелка. О мотивах преступления она не сообщает.

Зато в целом, в ЕС признают, что проблема с грязными деньгами не решается.

Сейчас Брюссель намерен лишить Европейское банковское управление всех его обязанностей по борьбе с отмыванием денег и передать эти функции новому надзорному органу ЕС по борьбе с отмыванием денег.

Планы, которые должны быть опубликованы Европейской комиссией 20 июля и подтверждающие, призваны возместить значительную часть репутационного ущерба, нанесенного Брюсселю в последние годы после череды скандалов, выявивших провалы в банковском надзоре.

На фоне опасений по поводу независимости правления EBA после того, как базирующееся в Париже агентство не смогло привлечь национальные регулирующие органы к ответственности за то, что они спали на работе, Комиссия планирует ликвидировать специальное подразделение агентства и вместо этого передать полномочия новому органу по борьбе с отмыванием денег (AMLA), говорится в проекте.

Этот орган будет обладать прямыми надзорными полномочиями в отношении финансовых компаний по всему блоку, а также полномочиями налагать штрафы на общую сумму в миллионы евро.

Новый орган будет выбирать контролируемые фирмы в зависимости от того, насколько они подвержены незаконным средствам через трансграничный бизнес и рискованную клиентуру.

Поскольку правление нового агентства будет независимым от стран ЕС — в отличие от договоренностей в ЕБА — сторонники реформы считают, что предложения станут важным шагом вперед в очистке финансовой индустрии.

Около 1 процента европейского богатства вовлечено в “подозрительную деятельность”, что эквивалентно примерно 160 миллиардам евро.

“Подход ЕС к отмыванию денег, в котором центральная роль отводится EBA, явно лишен зубов, как показали скандалы с Danske Bank и ING за последние годы”, — пожаловался финский депутат Европарламента Ээро Хейнялуома, представитель социалистов и демократов по борьбе с отмыванием денег.

“Создание единого агентства по борьбе с отмыванием денег с четкими полномочиями и ресурсами может стать важным шагом вперед при условии устранения других узких мест, таких как отсутствие согласования нормативных требований … должным образом адресованы”.

Предложения включают в себя единый свод правил, который новый сторожевой пес будет применять, чтобы обеспечить соблюдение единых правил в отношении проверок клиентов, лимитов наличных средств и требований к отчетности по всему блоку.

Существует также инициатива по улучшению координации между подразделениями финансовой разведки, национальными центрами, которые анализируют отчеты банков и других компаний о противодействии подозрительной деятельности.

Однако в соответствии с планом, который все еще нуждается в уточнении в ходе переговоров между Европейским парламентом и Советом ЕС, агентство начнет осуществлять прямой надзор лишь с 2026 года.

Отметив, что для создания нового агентства потребуется не менее двух лет, Карел Ланну, исполнительный директор брюссельского аналитического центра Центра европейских политических исследований, предположил, что было бы более эффективно создать независимую команду в рамках ЕБА, чем создавать что-то с нуля.

Тот факт, что “государствам-членам также необходимо будет решить, куда его поместить”, открывает дверь для политической борьбы за место для нового сторожевого пса, в то время как отмывающие деньги продолжают заниматься своим бизнесом, уверен Ланну.

Решение предложить новое агентство несомненно является серьезным ударом по EBA, которое было перенесено в Париж из Лондона после Brexit.

Политики ЕС подумывали о том, чтобы превратить его в более мощный орган по борьбе с незаконными финансистами. В прошлом году регулятор даже получил больше наличных и рабочей силы, чтобы усилить свою команду по борьбе с отмыванием денег в ответ на скандалы в Дании, Эстонии, Германии, Латвии, Мальте, Нидерландах и Швеции.

Расширение полномочий ЕБА было направлено на усиление координации по всему блоку для борьбы с незаконными средствами, перемещающимися в пределах границ ЕС.

Однако проблемы управления быстро возникли в совете EBA, который состоит из национальных надзорных органов.

В Латвии, например, именно Казначейство США было вынуждено выступить против ABLV Bank, обвинив кредитора в отмывании грязных денег, связанных с оружейной программой Северной Кореи.

Комиссия также не приложила особых усилий, чтобы скрыть свое разочарование после того, как члены правления ЕБА приняли решение не наказывать Данию и Эстонию за то, что они не обнаружили огромные суммы подозрительных средств, проходящих через один из крупнейших банков Скандинавии.

Вместо этого именно Danske Bank признал свои собственные недостатки, опубликовав отчет, в котором сообщалось, что 6 000 клиентов-“нерезидентов” перевели около 200 миллиардов евро через его эстонский филиал в период с 2007 по 2015 год.

Расследование, проведенное надзорным органом ЕС по аудиту, показало, что страны лоббировали членов правления EBA, чтобы повлиять на его расследование в связи со скандалом в Данске в Дании и Эстонии.

Легко предположить, что при обороте столь астрономических сумм, любой орган, какой бы не создавался для борьбы с отмыванием денег, будет коррумпирован быстрее, чем печатается купюра в 50 евро.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика