хотя потребители и коллекторские агентства не состоят в договорных отношениях, а проблемы, возникающие между ними, не регулируются законодательством в сфере защиты прав потребителей и не входят в сферу компетенции Роспотребнадзора.
Тем ни менее, жалобщик должен исходить из положения, что общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, допустимые способы и ограничения взаимодействия коллекторских агентств с должниками определены вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ).
В силу ст. 5 Федерального закона № 230-ФЗ взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, вправе осуществлять кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования или лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.
Между тем, жалобщик, выступающий против настойчивых недомоганий коллекторов, должен руководствоваться законом, не допускающим непосредственное взаимодействие с должником:
– в рабочие дни в период с 22 до 8 часов
– в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени
Также ограничена частота взаимодействия коллекторов с должником:
– личные встречи допустимы не более одного раза в неделю;
– телефонные переговоры – один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц;
– телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц.
Жалобщик должен руководствоваться положением закона, согласно которого коллекторам запрещается применять к должнику методы, опасные для жизни и здоровья, оказывать психологическое давление, уничтожать или повреждать имущество, раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или в жилом помещении, а также сообщать по месту работы должника.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 230-ФЗ должник вправе отказаться от всякого взаимодействия с кредитором или коллекторами.
Однако жалобщик должен учесть, что такой отказ возможен не ранее, чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству. Для этого должник должен направить кредитору или в коллекторскую организацию письменное заявление (по специальной форме) через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. После вручения заявления кредитор или коллекторы обязаны прекратить любое общение с должником.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 г. № 670 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр, является Федеральная служба судебных приставов .
За незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, жалобщику следует в случае, если коллекторы превышают свои полномочия, совершают противоправные действия, обращаться с соответствующим письменным заявлением в правоохранительные органы, а также в Федеральную службу судебных приставов.