27.04.2024

Дальневосточный футбол: только пенальти

Путинские гигантские стройки накануне саммита АТЭС-2012 в приморской столице, последовавшие далее законы о ТОРах и Свободном порте Владивосток, замануха в виде бесплатных «дальневосточных гектаров», определение Дальнего Востока, как региона с национальным приоритетом XXI века, бессодержательные отчеты чиновников о якобы привлеченных инвестициях в объеме 3,7 трлн руб, рапорты о введении в строй новых предприятий — шум, треск, бла-бла-бла, а на деле грустная реальность: население российского Дальнего Востока продолжает неуклонно сокращаться.

С начала 90-х годов людские потери приблизились к 2 млн человек. Сегодня на территории ДФО, занимающей треть площади всей страны, осталось всего 6,2 млн человек. Плотность населения — один человек на квадратный километр, что в сравнении с соседней Японией…

Российские власти попытались «оживить» стагнирующий регион за счет выполнения Программы переселения соотечественников из-за рубежа в части дальневосточных регионов Однако из 70 тысяч человек, переселившихся в Россию, только 4 процента выбрали ДФО.

При этом самыми привлекательными для дальневосточников и редких мигрантов продолжают оставаться Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа.

По информации риелторов, в Хабаровске, например, около половины жилья продают те, кто собрался переезжать за пределы региона. Подавляющее большинство из них обратно не возвращается.

В отрицательном миграционном потоке эти округа вобрали в себя в 2015 году 62,0% мигрантов-дальневосточников, в 2016 году — 63,0%. И это не случайно.

Если в советское время Дальний Восток манил «длинным рублем» за счет региональных коэффициентов, надбавок, возможности более раннего выхода на пенсию, то сейчас таких стимулов нет.

Например, реальную среднемесячная начисленная зарплата в 2016 году составила в Центральном ФО — 101,7% к предыдущему году, Северо-Западном ФО — 101,2%, Южном ФО — 100,0% и 97,9% в Дальневосточном ФО. То есть на Дальнем Востоке, объявленном приоритетной зоной национальных интересов, зарплата падает при реальном росте стоимости жизни. Конечно народ будет уезжать, если здесь «нечего ловить».

Как следствие, дефицит кадров. Та же подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году подтвердила негативную тенденцию — бизнес, пришедший извне, привлекал иностранную рабочую силу, тогда как местное население почти не оказывалось востребованным. Классический принцип, когда за капиталом следует рабочая сила, здесь не работает. Редкие местные компании работали на субподряде, убыль местного населения так и не прекратилась.

Характерен конфликт, разгоревшийся между профсоюзами и администрацией судоверфи «Звезда».

Профсоюзная организация оборонного ОАО «ДВЗ «Звезда» обвинила руководство одноименной судоверфи в дискриминации квалифицированных рабочих Большого Камня. Поводом стало обращение генерального директора ООО «ССК «Звезда» к руководству ТОР о согласовании доли иностранного персонала на судоверфи.

По информации руководителя группы внешних коммуникаций ООО «ССК «Звезда» Екатерины Шуваловой, «в наблюдательный совет управляющей компании, курирующей деятельность ТОР «Большой Камень», действительно направлялся запрос от ООО «ССК «Звезда» о привлечении иностранной рабочей силы.

Иностранные специалисты будут привлекаться к работе временно и лишь в части выполнения работ, которые будет невозможно осуществить собственными кадрами – гражданами России: жителями Приморья и г. Большой Камень. Кроме того, привлечение высококвалифицированных специалистов из других стран позволит нашим работникам получить современные передовые компетенции в области судостроения».

«К нам поступила заявка на приглашение иностранной рабочей силы, высококвалифицированных судостроителей, — пояснила председатель первичной профсоюзной организации «СУДПРОФ» ДВЗ «Звезда» Ольга Скрипко. – Сама я по образованию судостроитель, 45 лет возглавляю профсоюз завода. Наблюдая выступления президента Владимира Путина, в том числе во время его приездов в Большой Камень, я поняла так, что судостроительный комплекс строится в интересах развития Дальнего Востока. Если предлагают заменить представителей высококвалифицированного рабочего класса иностранными рабочими, это не государственный подход».

Профсоюзная организация, в свою очередь, обратилась к главе Большого Камня Александру Андрюхину и председателю гордумы Алексею Кузнецову с письмом, где возражает против предложения руководства «ССК «Звезда» разрешить привлечь 847 высококвалифицированных зарубежных специалистов, в том числе 80 судовых трубопроводчиков 4-5 разряда.

Понятно, что никаких протестов не было бы в случае достаточной, не говоря уже об избыточной квалифицированной рабочей силе, имеющейся в регионе. Нужных людей нет.

«На сегодняшний день на Дальневосточном заводе «Звезда» имеет место недозагруз по объемам по этим специальностям, — сказано в обращении. — Но «ССК «Звезда» отказывается работать в направлении привлечения высококвалифицированных работников завода «Звезда», мотивируя свой отказ тем, что судостроительная верфь строится не для жителей Дальнего Востока, а для иностранной рабочей силы. И вообще якобы на заводе «Звезда» работают лодыри и пьяницы».

В этих обстоятельствах:

«Планируется привлечь рабочую силу из Филиппин, Сингапура, Малайзии, Кореи, Вьетнама, Японии, — указывает Ольга Скрипко. — Подозреваю, привлеченным специалистам планируют платить в четыре раза меньше, чем зарабатывают российские кораблестроители аналогичного уровня при выполнении заказов. В общем, сейчас пригласим, а там посмотрим, что с иностранцами делать. Многие из россиян, которые ранее приходили работать на судостроительный комплекс, покидали его, недовольные уровнем доходов. Когда мы ознакомились с предлагаемым уровнем оплаты труда рабочих на ССК, то отметили, что он очень низкий. Чего смеяться, сказали мы руководству верфи. Себе-то вы вон какие заработки устроили. Нельзя так. Согласна, инженер 11-16-го разряда – это один уровень, а 9-й – другой, но все равно зарплата должна быть достойной».

Пресс-секретарь Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (который одновременно является оператором проекта судоверфи и управляет ДВЗ «Звезда») Сергей Викторов пояснил изданию KONKURENT: «Запрос на иностранную рабочую силу касается компетенций, которых в Приморском крае нет. Требуются специалисты квалификации, которая в регионе просто отсутствует.

На самом деле большая часть работников судостроительного комплекса – приморцы. 5-10% действительно планируется привлечь извне, потому что нужны специалисты, у которых можно перенимать опыт. Но это никак не может быть в ущерб работникам «ДВЗ «Звезда».

Таким образом, сложившаяся демографическая ситуация и дефицит потенциальных работников из числа местного населения, обладающих необходимыми знаниями и достаточной квалификацией в области судостроения, не позволяют удовлетворить кадровую потребность ССК в полной мере.

На сегодняшний день численность работников предприятия – 1281 человек, из которых 89% – жители Приморского края, в том числе 44% – большекаменцы.

Приводятся также примеры того, как ООО «ССК «Звезда» организует мероприятия для подготовки и повышения квалификации кандидатов на трудоустройство из числа большекаменцев. Всего их семь, и вот наиболее массовые.

На 9 июня 2018 г. на предприятии прошли практику 48 студентов Дальневосточного судостроительного колледжа и большекаменского филиала ДФВУ, не считая студентов из Владивостока. В летний период планируется организовать практику еще 39 студентам.

В период с 2017 г. по 2018 г. на ССК трудоустроены 224 бывших работника АО «ДВЗ «Звезда». В июле 2018 г. будут проведены собеседования с трубопроводчиками, переводимыми из АО «ДВЗ «Звезда».

«Несмотря на все прилагаемые усилия и партнерские отношения с АО «ДВЗ «Звезда», численность потенциальных кандидатов для трудоустройства на наше предприятие очень низкая – ввиду специфики судостроительной отрасли и потребности в переподготовке кадров», — констатирует Екатерина Шувалова.

В свою очередь, по мнению Ольга Скрипко, предложенный подход к решению кадровых проблем порочен. «Пока убедительных опровержений со стороны руководства ССК я не увидела, — говорит руководитель профсоюзной организации. – Да, судостроительный колледж в Большом Камне обучает, но это толика от необходимого, кроме того, у выпускников отсутствуют навыки работы. Попросту упустили время, когда нужно было посылать учащихся на стажировку на судостроительные заводы в Санкт-Петербурге, приглашать специалистов из Питера сюда. На что понадеялись: кликнут клич, и прибегут 1,5 тыс. сварщиков. Да, прибежали, но работать они не умеют».

Рассуждение о ленивых россиянах не выдерживает критики, если увидеть их перенесенными на другую почву. Уезжая на Запад, наши специалисты и предприниматели и даже просто квалифицированные рабочие, демонстрируют успехи, которые выделяют их из общей среды мигрантов. Следовательно, дело не в отдельных людях, а в плохо организованном обществе.

Могут возразить, что дефицит квалифицированных рабочих — общая беда, но почему в индустрии развлечений Дальнего Востока также не видно успехов?! Здесь-то, что мешает?!

Два из десяти свободных земельных участков на территории развлекательного курорта «Приморье» переданы новым инвесторам – Корпорация развития Приморского края заключила соглашение на реализацию инвестиционного проекта с российским игорным оператором «Шамбала», сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу органа.

По информации АО «Корпорация развития Примосркого края», компания ОАО «Шамбала» намерена реализовать масштабный проект гостинично-развлекательного комплекса стоимостью восемь миллиардов рублей. «Весной этого года мы начали поэтапную работу по сдаче в субаренду инвестиционных площадок и выставили на первый аукцион два свободных земельных участка №12 и №27, чтобы предложить потенциальным инвесторам территорию под строительство гостинично-развлекательных комплексов с казино. ОАО “Шамбала” стало единственным участником открытого аукциона на приобретение данных площадок и было официально признано победителем. Общая площадь участков составляет 13,78 гектаров. Минимальный объем инвестиций – 8 миллиардов рублей», – сообщил генеральный директор АО «Корпорация развития Приморского края» Игорь Трофимов.

По словам вице-губернатора Приморского края Андрея Ларина, приморские власти максимально заинтересованы в реализации плана по развитию проекта ИРК «Приморье».

«Проект создания игорного курорта «Приморье» имеет большое значение для социально-экономического развития края, поэтому региональные власти и девелопер проекта АО «Корпорация развития Приморского края» будут прикладывать все усилия для его реализации и завершения строительства в сроки, прописанные в генеральном плане инвестпроекта.

Важно отметить, что мы нацелены на создание максимально комфортных условий для сотрудничества с инвесторами и готовы оказывать комплексную поддержку нашим партнерам, реализующим туристические проекты на территории Приморского края», — подчеркнул вице-губернатор Андрей Ларин.

Опять слова чиновника обращены в будущее, но возникает вопрос — почему ничего не сделано за те полтора десятка лет, когда на Дальнем Востоке была учреждена одна из игровых зон?!

Вот, соседи.

Этот человек с фотографии, довольно заурядной внешности, создал за то же время, что существует дальневосточная игровая зона, бизнес превышающий стоимость всех промышленных активов российского Дальнего Востока.

Один из соучредителей игровой зоны Макао, китаец Лоуренс Хо сейчас намерен инвестировать 10 миллиардов долларов США на развитие курортов в Японии.

Лоуренс Хо, один из потенциальных претендентов на новые интегрированные курорты Об этом он заявил в четверг, добавив, что 10 миллиардов долларов США им были инвестированы в зону Макао, ставшей азиатским Лас-Вегасом.

Лоуренс Хо, председатель и главный исполнительный директор Melco Resorts and Entertainment, управляет пятью из 42 казино-курортов в Макао, включая новый, открытый в пятницу на этой неделе.

В апреле этого правительство Японии одобрило законопроект, который откроет дорогу для открытия казино в Японии, но после того, как парламент утвердит решение в форме закона, позволяющего создавать казино, как часть интегрированных курортов, которые охватывают отели, конференц-залы и другие объекты в трех местах в Японии.

Чтобы снять общественные опасения, что это может привести к росту зависимости от азартных игр, местным жителям будет взиматься плата за вход в размере 6 000 иен (55 долларов США), но посетители иностранцев могут бесплатно входить.

Местные жители будут ограничены тремя посещениями казино в неделю или 10 в месяц.

Впрочем, суть в другом.

Парламент Японии еще не утвердил законопроект, позволяющий таким инвесторам, как Лоуренс Хо, вступить в игру, но он уже на низком старте, в то время, как прошли годы, как определены игровые зоны на российском Дальнем Востоке, со всем сопроводительным корпусом правовых документов, а инвесторами класса Лоуренса Хо и не пахнет.

Вывод?

Не создан должный инвестиционный климат, сам порядок ведения бизнеса в стране плох, архаичен, работает на дармоеда чиновника, а не на создателя предпринимателя.

Отсюда — все беды.

Могут подумать, что российская власть глупа и всего этого не понимает. Разумеется, все понимает, но эта страна для бюрократов и отдавать они ее никаким Хо или даже доморощенным бизнесменам Пупкиным не собираются, полагая, что они даром должны кормить этих бездельников.

Но так в современном мире не бывает: капитал идет туда, где ему место, а следом подтягиваются и люди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика