Жалоба на общедомовые счетчики тепла имеет перспективу

Площадь

Так как действующие на сегодняшний момент нормы, определяющие плату за отопление, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

 

Конституционный Суд определил, что Положения Жилищного кодекса РФ и Правила предоставления коммунальных услуг, которыми определяется размер платы за отопление в зависимости от оснащенности помещений индивидуальными приборами учета тепла, не соответствуют Конституции РФ. Законодателям, соответственно предписано внести в перечисленные Положения и Правила необходимые изменения.

Ревизии должны быть подвергнуты в первую очередь части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с абзацами 3 и 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в их взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой.

Решению КС РФ предшествовало всестороннее изучение жалобы жителя Московской области Сергея Деминца.

В жалобе сообщалось, что некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона 2016 года управляющая компания произвела перерасчет за отопление, и собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета — путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. При этом, показания исправных счетчиков Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.

Сергей Деминц проживает в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а также все жилые и нежилые помещения в нем — индивидуальными приборами учета тепла.

Не желая мириться с возросшими не по его вине расходами на оплату тепла, заявитель потребовал произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний, но суды общей юрисдикции его иск отклонили.

Между тем, по мнению Деминца, оспариваемые им законоположения ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от недобросовестного поведения отдельных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность своих счетчиков тепла. Это, по мнению заявителя, позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей, добросовестных собственников, которым причиняются убытки и которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого определения платы за коммунальные услуги.

Однако здравый смысл — это не то качество человеческого ума, которое в России побеждает.

Для прояснения абсолютных ясных вещей человеку пришлось добираться до Конституционного Суда, который встал на его сторону.

По мнению КС, в стратегии энергосбережения, правовое регулирование, учитывающее потребление тепла в отдельных помещениях многоквартирных домов, приобрело приоритетное значение.

«Однако некоторые положения Правил предоставления коммунальных услуг фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей, а также повлекли за собой рост потребления тепла, его перепроизводство и, как следствие, негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению», — говорится в постановлении КС.

Кроме того, КС указывает, что из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, добросовестные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла, что определяется оспариваемыми нормами и нарушает конституционные принципы.

КС обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование и предусмотреть более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию.

«До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирых домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, то есть по модели, когда все помещениях оборудованы счетчиками тепла. Но для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы все-таки неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению», — постановил КС.

Таким образом, дело Деминца подлежит пересмотру в локальных судах.

Кроме того, судья Юрий Рудкин, КС предложил временный порядок определения размера оплаты, который звучит следующим образом:

«Предполагается, что подсчет платы за эту коммунальную услугу по нормативам потребления для собственников, у кого демонтированы или неисправны счетчики, выйдет им дороже, чем они платили бы по показаниям приборов учета тепла. Ну а дальше уже законодателю решать, как они все это выстроят», — сказал Рудкин.

Хочется надеется, что думцы «выстроят» в соответствие с здравым смыслом, а не интересов боссов ЖКХ мафии.

По материалам РАПСИ

Поделиться
  • 10
  • 12
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
    24
    Shares

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.