Как известно, Западные санкции в отношении российских нефтепродуктов, принятые в связи с СВО Владимира Путина в Украине, изменили мировые топливные рынки: танкеры вынужденно выбирают более протяженные маршруты, а поставщики выбирают экзотические направления и способы транспортировки.
В то же время, Иран уже почти 40 лет находится под Западными санкциями и имеет ограниченный доступ к мировым рынкам.
Тем ни менее, прошлой осенью вице-премьер правительства России Александр Новак объявил о начале своповых поставок нефтепродуктов в Иран.
В феврале и марте экспорта составил до 30 000 тонн бензина и дизельного топлива, при этом все объемы были перевезены железнодорожным транспортом из через Казахстан и Туркменистан.
В свою очередь, некоторые партии бензина были отправлены из Ирана в соседние государства, включая Ирак, на грузовиках бензовозах.
И это при том, что Иран является производителем нефти и имеет собственные нефтеперерабатывающие заводы.
Объяснение потребности в импорте российских ГСМ заключается в том, что потребление нефтепродуктов превысило внутреннее производство топлива, особенно в северных провинциях Ирана.
Впрочем, Россия и раньше поставляла небольшие объемы топлива в Иран судами через Каспийское море, но сейчас российские нефтяные компании особенно заинтересованы в экспорте дизельного топлива и бензина в Иран по железной дороге.
Выходит дешевле, чем морем из-за высоких фрахтовых ставок на танкерный тоннаж.
В то же время, железнодорожный вариант также чреват дополнительными издержками.
“Мы ожидаем, что поставки топлива в Иран увеличатся в этом году, но мы уже видим несколько проблем с логистикой из-за загруженности железных дорог. Это может помешать быстрому росту экспорта”, – пожаловался репортеру Reuters один из источников, знакомых с поставками российских ГСМ в Иран.
В любом случае, Россия и Иран, находящиеся под Западными санкциями, налаживают более тесные связи, чтобы поддержать свои экономики и подорвать их негативное воздействие.