Совершенно очевидно, что одним из последствий перенесенной пандемии коронаируса станет значительное обновление концепции организации народного образования в РФ. Ученые Московского государственного психолого-педагогического Университета (МГУПУ) придумали пять направлений дизайна для «Школы будущего», которая включает в себя трансформацию предметного принципа образования преодоление границ системы классов и уроков, гибкое соединение обязательного и дополнительного образования, а также учет национально-цивилизационных и социокультурных компонентов в образовательной структуре.
Вопреки существующим моделям («Китайская школа будущего», «Европейская школа будущего»), стратегия развития новой модели направлена на создание среды, основанной на коммуникации и деятельности, которая основана на разнообразии детей и взрослых. сообщества и виды деятельности.
Последователь идей Льва Выготского и Алексея Леонтьева, известный советский и российский психолог Василий Давыдов заложил фундаментальную научную основу для проекта «Школа будущего».
Согласно теории Давыдова, при проектировании Школы будущего необходимо выявить различные формы субъективного и рефлексивного мышления, действия, понимания и общения человека, связанные с развитием различных видов деятельности и взаимодействий в различных сообществах.
По мнению ученых МГУПЭ, основное направление поиска эффективной модели Школы будущего связано с созданием многофункциональной среды, основанной на общении и деятельности, которая предоставляет разнообразные сообщества детей и взрослых.
«Школа должна стать мотивированным пространством деятельности; оно должно быть открыто для общин, чтобы родители не пассивно контролировали образовательные услуги, но были активными участниками социальной ситуации, обеспечивающей школьную жизнь. В то же время образовательное сообщество ребенка-взрослого не может быть организовано извне – оно целенаправленно «вырастает» в системе сообществ и деятельности участвующих в нем участников », – считает доктор психологических наук, президент МГУПУ Виталий Рубцов.
По мнению экспертов, вместо традиционных классных комнат новая школа должна иметь специальные подпространства в павильонах.
Вместо уроков есть центры и узлы для вовлечения ученика в работу различных сетевых проектных и исследовательских сообществ. Школа должна выходить за рамки системы классных занятий.
По словам исследователей, ребенку должна быть предоставлена возможность двигаться по разным образовательным путям.
Учитель и сверстники должны понимать эти пути, а также трудности, с которыми сталкиваются дети.
Этот подход направлен на превращение школы из закрытого государственного учреждения в образовательное сообщество детей разных возрастов, родителей и учителей, руководителей и попечителей, которые разделяют общие ценности, цели и интересы.
Надо полагать, что Новая школа потребует и соответствующего передового технического оснащения.
И здесь свое слово могут сказать предприниматели России, обладающие высоким творческим потенциалом.
Пока им приходится тяжело, но в Новой России, которая несомненно примет на вооружение идеи Новой школы, они найдут применение своим возможностям.