26.04.2024

Большому кораблю — большую фрахтовую ставку

Специализированные танкеры большой вместимости для перевозки пропана и бутана на большие расстояния известны как очень большие газовозы (VLGC), демонстрируют активность. Хотя настроения владельцев VLGC в начале этого года были мрачными.

По информации аналитика Jefferies shipping Омара Нотки, спотовые ставки VLGC сейчас составляют 90 000 долларов в день и на сегодняшний день составляли в среднем 70 000 долларов в день в годовом исчислении, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Гибель и мрак. Таково было мнение большинства на рынке VLGC в 2023 году. Однако ставки VLGC являются самыми высокими с 2015 года, — отмечает Ойстейн Каллеклев, генеральный директор владельца VLGC Avance Gas (Осло: AGAS), в онлайн-публикации на этой неделе.

“Ставки VLGC по-прежнему не соответствуют ожиданиям”, — считает аналитик Clarksons Securities по судоходству Фроде Меркедал.

Отгрузочные запасы в большинстве других сегментов судов снижаются с начала года.

Не так обстоит дело с большой тройкой публичных владельцев VLGC. BW LPG, Avance и Dorian LPG (NYSE: LPG) выросли на 42%, 38% и 23% с начала года соответственно.

В действительности, эти акции VLGC росли в течение многих лет: с января 2019 года, до COVID, продажи Avance выросли более чем на 540%, а Dorian и BW LPG — почти на 300%.

Известно, что пропан используется для отопления, приготовления пищи, в качестве топлива для оборудования и сырья для нефтехимического производства.

Основным фактором увеличения объемов производства VLGC является спрос со стороны азиатских заводов PDH, которые используют пропан для выработки пропилена, который необходим для изготовления пластмасс.

Компания Argus сообщила, что в этом году уже введены в эксплуатацию два новых китайских завода PDH.

 S&P Global сообщило, что шесть новых китайских заводов PDH должны быть введены в эксплуатацию к концу года.

В качестве сырья они могут использовать пропан или нафту, которая доставляется нефтеналивными судами.

Чем дешевле пропан по сравнению с нафтой, тем лучше для VLGC и тем хуже для транспортных организаций.

Пропан в настоящее время дешевле.

— Спрос на нафту снизился из-за того, что с конца февраля цены на альтернативное сырье — пропан — снизились по сравнению с ценами на нафту, — сообщил Argus во вторник. Этот сдвиг подтолкнул значительный спрос на тонно-милю [спрос в пересчете на объем, умноженный на расстояние] в сегмент газовозов.

Спрос понятен, что касается предложения, то VLGC в основном загружаются в странах Персидского залива США и на Ближнем Востоке, откуда экспорт пропана последовательно растет.

Крупнейшим фактором спроса на тонно-милю VLGC является также экспорт из США в Азию, учитывая большие расстояния по сравнению с экспортом на Ближний Восток.

Большая часть экспорта США из стран Персидского залива проходит транзитом через Панамский канал, а некоторые — более протяженным маршрутом вокруг мыса Доброй Надежды.

Хорошая новость для владельцев VLGC: экспорт сжиженного газа из США продолжает увеличиваться.

Поставки сжиженного газа из Северной Америки в первом квартале были самыми высокими за всю историю, заявил коммерческий директор Dorian Тим Хансен во время телефонной конференции в среду.

Он отметил, что “запасы пропана в Северной Америке продолжают расти”, в то время как “китайский спрос поглощает много тонно-миль”.

Генеральный директор BW LPG Андерс Онархайм также подтвердил во вторник, что “недавно объявленное расширение мощностей экспортных терминалов сжиженного газа в США позволит отгружать больше сжиженного газа в предстоящие годы, что явно позитивно для нашего рынка”.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов фактор Панамского канала.

Чем больше проблем возникает на Панамском канале, тем лучше для спотовых ставок VLGC.

Растущий спрос на тонно-милю обусловлен потоками из США в Азию.

Поскольку VLGC не могут пройти транзитом через Панамский канал, они должны выбрать более затратный маршрут через мыс Доброй Надежды, преодолевая тонно-мили.

В той мере, в какой они задерживаются, пропускная способность ограничена.

Объемы VLGC, вместимость которых составляет 84 000 кубометров, были слишком велики для прохождения через первоначальные шлюзы Панамского канала. Только после того, как в июне 2016 года дебютировали более крупные шлюзы, они смогли воспользоваться более коротким маршрутом в Азию через Панаму.

Как объяснил Хансен во время телефонной конференции в феврале, VLGC меньше, чем другие типы судов, которые пересекают более крупные шлюзы: контейнеровозы Neopanamax и перевозчики сжиженного газа.

Администрация Панамского канала может получать больше доходов от более крупных контейнеровозов и перевозчиков СПГ, чем от VLGC.

Большинство новых заказанных судов — контейнеровозы Neopanamax и перевозчики сжиженного газа, что означает, что будущие перевозки VLGC могут быть более ограниченными, что положительно скажется на будущих тарифах VLGC.

Тем временем Панама продолжает страдать от засухи, что негативно сказывается на транзитных перевозках.

— Панамский канал очень изменчив, — жалуется Риго. “Время ожидания может внезапно увеличиться с пары дней до 15 дней. Уровень воды сейчас очень низкий. Это означает, что пропускная способность канала, вероятно, еще больше снизится. Таким образом, похоже, что задержки и неэффективность на канале будут продолжаться”.

В секторе танкеров для перевозки сырой нефти и сыпучих грузов все говорят о том, насколько малочисленны списки заказов и насколько это положительно сказывается на будущем балансе спроса и предложения.

По мнению Кларксонса, пропускная способность очень крупных нефтеналивных судов (VLCC, танкеров, которые перевозят 2 миллиона баррелей нефти) составляет всего 1,4% от емкости рынка.

При том, что, портфель заказов VLGC высок.

По словам Кларксонса, объем заказов составляет 22% от возможного.

При этом, пик поставок VLGC приходится на этот год: согласно данным BW LPG, будет поставлено 45 новых VLGC, из них 17 уже спущены на воду.

“Напряженность ожидается в 2023 и начале 2024 года. Естественно, после этого мы увидим паузу, потому что верфи переполнены [заказами на другие типы судов]”, — уверен генеральный директор Dorian LPG Джон Хаджипатерас.

По мнению Риго, нехватка тонная будет компенсирована 36 VLGC, которые планируется перевести в сухие доковые помещения для технического обслуживания до конца этого года.

Он добавил:

Мы ясно видим, что рынок немного удивлен тем, насколько хорошо были освоены все поставки новостроек. Мы видим это из-за того, что спрос на тайм-чартерное покрытие растет, и игроки там с удовольствием фиксируют [чартеры] на два-три года.

Меркедаль из Clarksons настроен менее оптимистично. “Несмотря на некоторое облегчение работы судов в сухом доке, мы скептически относимся к тому, что тонно-мили будут идти в ногу со временем”, — указал он в записке для клиентов в среду.

“Снижение ставок кажется неизбежным, если не произойдет каких-либо серьезных сбоев в работе Панамского канала. Наиболее вероятным сценарием является снижение ставки, хотя и на относительно высоком общем уровне”.

Из трех крупных публичных владельцев VLGC Avance отчиталась о результатах 30 мая, Dorian отчиталась о результатах в среду, а BW LPG — во вторник.

BW LPG сообщила, что чистая прибыль за 1 квартал 2023 года составила $130,7 млн, что более чем вдвое превышает чистую прибыль в размере $58,4 млн за аналогичный период прошлого года.

По словам BW LPG, последний период был “самым сильным квартальным показателем за всю историю”.

Дориан сообщил о самой высокой квартальной прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизационных отчислений за всю историю компании. Чистая прибыль за январь-март (четвертый квартал) составила 76 миллионов долларов по сравнению с 35,4 миллионами долларов за аналогичный период прошлого года.

Прибыль на акцию составила 1,94 доллара, превысив консенсус-прогноз в 1,48 доллара.

VLGCS Дориана зарабатывали в среднем 68 135 долларов в день, что на 57% больше, чем в прошлом году.

Аналитик Evercore ISI Шон Морган повысил свой рейтинг акций Dorian до “превосходящего” после телефонной конференции в среду.

Как выразился Нокта из Jefferies, Дориан “летает высоко, но все еще остается под радаром”.

Вывод? Размер имеет значение, особенно в торговом флоте.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика