Выявление повышенного кровяного давления является важным первым шагом в лечении гипертонии, которой часто болеют члены экипажей судов.
Общеизвестно, что гипертония, или высокое кровяное давление, может привести к инсульту, заболеваниям сердца и почек и другим серьезным последствия для здоровья человека.
При этом, несмотря на простоту диагностики и многим опробованным методам лечения недорогими лекарствами, согласно исследованию, финансируемому ВОЗ, гипертония в настоящее время поражает более миллиарда взрослых в возрасте 30-79 лет по всему миру.
Таким образом, гипертония является одной из основных причин смертности и заболеваний всего человечества.
О чем свидетельствуют многочисленные исследования: почти половина людей с гипертонией не знают об этом, и почти 60% людей не получают необходимого лечения.
Особую тревогу вызывает, что процент людей, страдающих гипертонией, в мире очень мало изменился за последние 30 лет, если не считать того, что бремя гипертонии переместилось с богатых стран на страны с низким и средним уровнем дохода.
Гипертония также является частой причиной жалоб на болезни экипажа.
Морякам важно знать о симптомах болезни, которые могут включать головную боль, носовое кровотечение, одышку, головокружение, боль в груди, нерегулярное сердцебиение и характеризуются общей усталостью.
Запущенная гипертония может вызвать постоянную боль в груди (также называемую стенокардией), сердечные приступы, сердечную недостаточность и нерегулярное сердцебиение, что чревато внезапной смерти.
Гипертония также может вызвать инсульт, блокируя или разрывая артерии, которые снабжают мозг кровью и кислородом, а также повреждение почек, что может привести к почечной недостаточности.
Выявление гипертонии осуществляется с помощью быстрого и безболезненного измерения артериального давления, обычно с помощью манжеты на предплечье.
Артериальная гипертензия диагностируется, если при ее измерении в два разных дня систолическое артериальное давление в оба дня составляет ≥140 мм рт.ст. и/или диастолическое артериальное давление в оба дня составляет ≥90 мм рт.ст.
Исследование датских моряков, опубликованное в 2016 году, показало, что распространенность гипертонии среди 629 обследованных членов экипажей, более чем в три раза превышала распространенность среди населения Дании в целом на тот период.
В исследовании также было отмечено, что:
Во всех возрастных группах распространенность гипертонии у моряков была выше, чем в контрольной группе датчан, в том числе среди молодых моряков.
Распространенность артериальной гипертензии увеличивалась с ростом Индекса массы тела (ИМТ).
У некурящих гипертония была несколько меньше, чем у бывших и нынешних курильщиков, а у моряков с самым высоким потреблением алкоголя также была самая высокая распространенность гипертонии.
Моряки, работающие в машинном отделении, самом шумном помещении судна, имели самую высокую распространенность гипертонии среди всех рабочих мест на борту.
Большинство моряков с артериальной гипертензией, участвовавших в исследовании, не получали антигипертензивных препаратов.
Исследуемая датская популяция состояла преимущественно из мужчин, среди которых было большое число моряков с избыточным весом.
Тем не менее, исследователи пришли к выводу, что его результаты могут быть обобщены, и высокий уровень гипертонии, вероятно, также существует среди моряков в глобальном контексте, которые имеют те же морские условия и образ жизни, что и датские моряки.
Коль скоро, гипертония в значительной мере зависит от образа жизни, моряки автоматически попадают в зону риска.
К неблагоприятным факторам относятся:
Сложные условия труда и высокий уровень стресса, особенно когда суда находятся в порту.
Сменная работа, связанная с переработками.
Ограниченные возможности для проведения досуга и
небогатый выбор продуктов питания.
Кроме того, социальная изоляция и одиночество, связанные с очень длительным пребыванием вдали от семьи и друзей, способствуют возникновению различных физических и психических состояний, провоцирующих развитие гипертонии.
Однозначно определена также причинно-следственная связь между уровнем шума и гипертонией.
Доказательства, подтверждающие это, могут быть несколько неопределенными, но многие исследования хронического воздействия шума разного происхождения указывают на повышенный риск развития гипертонии.
Важно также принимать во внимание, что способность выполнять весь спектр задач на борту судна и справляться с условиями жизни в море являются обязательными требованиями к профессии моряка.
Поскольку каждый моряк должен иметь действительный сертификат о состоянии здоровья, чтобы подтвердить свою пригодность работы в море, правила налагают на него обязанность заботиться о собственном здоровье.
Между тем, оценка медицинских аспектов пригодности – это только одна часть мер по охране здоровья моряков.
Правила также возлагают на операторов судов обязанность не только обеспечивать безопасные условия жизни и труда на борту, но и пропагандировать здоровый образ жизни.
В то время как суда никогда не могут дублировать домашнюю жизнь, операторы судов должны делать все возможное, чтобы способствовать здоровому образу жизни членов экипажей их судов.
Здоровый образ жизни считается первой линией защиты от гипертонии, и общие рекомендации, предоставляемые ВОЗ, органами здравоохранения и медицинскими работниками, сосредоточены на:
Сокращение потребления соли (до менее чем 5 г в день).
Употребление большего количества фруктов и овощей.
Регулярную физическую активность.
Отказ от употребления табака.
Сокращение потребления алкоголя.
Ограничение потребления продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров и
исключение / сокращение транс-жиров в рационе.
Внести изменения в образ жизни, которые продлятся долго, непросто.
Для тех, кто работает в море месяцами напролет, где работа часто требует физических и умственных усилий, включает в себя вахты и смены, а также нарушенный режим сна – представленные рекомендации могут показаться практически невыполнимой задачей. Поэтому, эффективная борьба с хроническими заболеваниями, такими как гипертония, в морской среде требует комплексного и целостного подхода к здоровью и благополучию экипажа.
Например, внедрение мер по улучшению образа жизни требует знаний, энтузиазма, терпения, значительного времени, проведенного с моряками, и подкрепления.
Кроме того, борьба с гипертонией и снижение риска связанных с ней осложнений, таких как сердечная недостаточность и инсульт, настоятельно требуют:
Снижения уровня стресса и управления им.
Регулярной проверки артериального давления.
Правильного лечения повышенного кровяного давления с помощью назначенных лекарств и
лечения других заболеваний.
Своевременное выявление признаков гипертонии может привести к спасительным изменениям и в этом смысле регулярная проверка артериального давления – лучший способ узнать, находится ли оно в пределах нормы.
Программа медицинского освидетельствования перед приемом на работу может стать хорошей возможностью для выявления и консультирования моряков, страдающих или подверженных риску развития гипертонии.
Если кровяное давление в норме, может быть достаточно проверять его во время регулярного медицинского осмотра моряков, т.е. не реже одного раза в два года.
Однако, если кровяное давление повышено, обычно рекомендуется проводить более частые измерения, и предоставление “домашних тонометров” на борту судов может быть полезным средством для заботы о здоровье моряков.
Если у моряка диагностирована гипертония, можно принимать лекарства, чтобы снизить ее.
Важно, чтобы моряки не забывали брать с собой на борт лекарства и регулярно принимали их в соответствии с предписаниями.
Морякам также рекомендуется брать с собой дополнительные лекарства на случай задержек в заходе в порт и/или смены экипажа.
Операторы судов, в рамках своих программ социального обеспечения экипажа, могут также рассмотреть возможность организации регулярных “вызовов врача на дом” на борту с помощью видеоконференцсвязи.
Такие сессии могли бы стать хорошей возможностью для обсуждения вопросов, связанных с хроническими заболеваниями, такими как гипертония, как на групповой, так и на индивидуальной основе.
Сессия может включать анализ измерений артериального давления, сделанных на борту, выявление потенциальных причин отсутствия контроля артериального давления и план вмешательства или соответствующей корректировки приема лекарств.