На прошедшей неделе Панама, Уругвай и Норвегия присоединились к инициативе по созданию морских хабов чистой энергии (CEM-Hubs).
Инициатива, совместно возглавляемая целевой группой генеральных директоров, представляет собой межсекторальную государственно-частную программу действий, направленных на ускорение производства, экспорта и импорта низкоуглеродистых видов топлива по всему миру.
Три правительства присоединяются к ОАЭ и Канаде, которые первыми включились в реализацию амбициозных задач CEM-Hubs, когда о ней было объявлено на министерской конференции по чистой энергии в Питтсбурге еще в начале этого года.
Инициатива нацелена на взаимодействие со всеми участниками в обмене информацией и знаниями о политике, программах и проектах по декарбонизации.
Участники инициативы надеются стать катализатором инвестиций в морскую инфраструктуру, необходимую для транспортировки топлива с нулевым и низким уровнем выбросов от производителя к потребителю.
CEM-Hubs координируется при поддержке Международной палаты судоходства (ICS) и Международной ассоциации портов и гаваней (IAPH), а также Министерства чистой энергетики (CEM).
Представляется, что у инициативы есть потенциал для снижения риска инвестиций и ускорения коммерческого внедрения и транспортировки альтернативных видов чистого топлива, которые в настоящее время в два-три раза дороже ископаемого топлива.
Объявление было сделано в рамках мероприятия по запуску Green Shipping Challenge на саммите мировых лидеров COP27.
Возглавляемая Соединенными Штатами и Норвегией программа Green Shipping Challenge направлена на объединение усилий правительств, портов, морских перевозчиков, судовладельцев и грузовладельцев для поиска решений по обезуглероживанию для отрасли.
Представитель норвежского правительства отметил:
“Масштаб проблемы, связанной с глобальной декарбонизацией, огромен, и морскому сектору необходимо ускорить использование экологически чистых видов топлива и технологий. Пользуясь возможностью работать с портами, судовладельцами, поставщиками энергии – и фактически со всей цепочкой создания стоимости на море – мы и другие правительства в COP посылаем четкий сигнал другим, что сегодня есть возможности для действий, а не для слов”.
Ожидается, что к 2050 году судоходная отрасль будет перевозить не менее 50% всех реализуемых видов топлива с нулевым содержанием углерода.
Однако в настоящее время практически нет активных проектов, которые демонстрируют это на практике; например, только одно судно в мировом флоте способно перевозить сжиженный водород.
Недавнее представление ICS в IMO содержало призыв к созданию схемы «финансирования и вознаграждения» для сбора средств для первопроходцев, которые производят и используют более чистые виды топлива.
Все сходятся во мнении, что необходимо «дать толчок’ ускорению производства более чистой энергии.
Выступая в Шарм-Эш-Шейхе после объявления, Эмануэле Гримальди, председатель ICS, прокомментировал:
“Спустя год после COP26 все еще много говорят о производстве водорода и других низкоуглеродистых видов топлива, но очень мало о том, как это будет сделано на самом деле. Вот почему эта инициатива так важна, потому что она объединяет всю цепочку создания стоимости энергии, чтобы гарантировать, что производство, транспортировка и использование чистого топлива с нулевым уровнем выбросов станет реальностью.
“Обезуглероживание судоходства и обезуглероживание мира — это две стороны одной медали. Наша конференция ”Формирование будущего судоходства» в Глазго продемонстрировала, что все заинтересованные стороны в мировом энергетическом ландшафте должны работать сообща для обезуглероживания, и я рад видеть, что это нашло отражение в сегодняшнем объявлении в Египте».
Доктор Хорхе Ривера Стафф, Национальный министр энергетики Панамы, пришел к выводу:
“CEM-Hubs станут реальным и ощутимым ускорителем перехода к энергетике в морском секторе и его кластерах, одновременно подготавливая путь для экологически чистой коммерческой цепочки поставок с хабами, подготовленными к более устойчивому будущему. Будущее не ожидается, оно построено; давайте строить его вместе”.
Все вместе взятое свидетельствует, что даже многих толчков будет недостаточно, чтобы радикально изменить правила игры.
Главное слово – за наукой.